Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-21 стр.1

Другие сайты, посвящённые авиации:

Каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Метеоданные города Харькова

МиГ-21МиГ-21 ВООРУЖЕНИЕ.
На МиГ-21Ф имелось две пушки НР-30 (30 мм, 60 снарядов), на МиГ-21Ф-13 — одна пушка НР-30, НАР или две бомбы массой 50—500 кг. МиГ-21Ф-13 был оснашен двумя УР Р-ЗС с ТГС. На МиГ-21ПФ и МиГ-21ФЛ пушечное вооружение отсутствует. МиГ-21ПФМ и МиГ-21С оснащены подвесным контейнером ГП-9 с пушкой ГШ-23. Все последующие модификации истребителя имеют встроенные пушки ГШ-23Л (23 мм).

На подкрыльевых узлах подвески всепогодных истребителей могут размещаться две (МиГ-21ПФ, МиГ-21ФЛ) или четыре (самолеты последущих модификаций) УР с ТГС Р-13М, Р-Зс, Р-Зр, Р-55, Р-60, Р-60М, а также (на части самолетов) ракеты Р-2Л (с наведением по лучу), РС-2УС (К-5) и Х-66 (класса «воздух—поверхность»). Самолеты могут нести НАР и свободнопадающие бомбы различных типов массой до 500 кг (максимальная масса боевой нагрузки — до 1300 кг). Возможна прдвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки. Самолет МиГ-21-93 вооружен УР класса «воздух—воздух» средней далъности Р-27Р или РВВ-АЕ, ракетами ближнего боя Р-73 или Р-60М, противорадиолокационными ракетами Х-25МП или Х-31П, противокорабельными ракетами Х-31А или Х-35, а также корректируемыми бомбами с лазерным наведением КАБ-500КР.

РАЗМЕРЫ (МиГ-21бис).
Размах крыла 7,15 м; длина самолета (без ПВД) 14,90 м; высота самолета 4,71 м; площадь крыла 22,95 м2; угол стреловидности крыла по передней кромке 57°. МАССЫ, кг: нормальная взлетная 8725; топлива во внутренних баках 2390. ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2175 км/ч; максималъная скорость у земли 1300 км/ч; максималъная скороподъемность 225 м/с; практический потолок 17500 м; практическая дальность 1120 км; перегоночная дальность 1470 км; длина разбега 830 м; длина пробега 550 м, максималъная эксплуатационная перегрузка — 8,5 g.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.
Впервые перед летчиками МиГ-21 реальная боевая задача была поставлена 1 мая 1960 г.: когда американский разведывательный самолет Локхид У-2, пилотируемый Г. Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР. Четыре истребителя МиГ-21Ф липецкого ЦБП ВВС находилисъ на аэродроме с состоянии полной боеготовности, с подвешенными блоками НАР. Летчикам, дежурившим в кабинах истребителей (фактически, это были в то время единственные летчики ВВС, освоившие боевое применение МиГ-21), было приказано уничтожить самолет-нарушитель (если он появится в зоне досягаемости липецких МиГов, что вполне прогнозировалось в случае движения У-2 в сторону Норвегии) «любой ценой». В качестве крайнего средства допускался таран. Однако самолет-нарушитель был уничтожен в районе Свердловска и МиГ-21Ф использовать не пришлось.

В октябре 1962 г. полк самолетов МиГ-21Ф-13 под командованием полковника Н. Шабанова, ранее базировавшийся в Кубинке, был переброшен на Кубу для обеспечения ПВО развернутых в этой стране советских баллистических ракет. Самолеты осуществляли лишь демонстрационные действия, без применения оружия препятствуя американским самолетам выполнять разведывательные полеты над островом.
10 марта 1964 г. истребители МиГ-21 одержали первую победу: пара самолетов (ведущий - капитан Зиновьев) сбила в районе г.Магдебурга (ГДР) разведывательный самолет ВВС США Дуглас RB-66.

Наиболее яркой страницей в биографии МиГ-21 стал Вьетнам, где самолеты этого типа впервые вступили в бой 23 апреля 1966 г. В ходе войны в Юго-восточной Азии использовались истребители МиГ-21Ф-13 (производства ЧССР), МиГ-21ПФ, МиГ-21ПФМ, МиГ-21ФМ и МиГ-21МФЛ. Их основным противником были американские истребители F-4B, F-4C, F-4D, F-4J и J-4E «Фантом»2. За весъ период боевых действий с 1966 по 1972 г. эскадрилъи ВВС ДРВ, потеряв 54 самолета МиГ-21, в воздушных боях уничтожили 103 «Фантома» ВВС и ВМС США (возможно, четыре из 54 сбитых вьетнамских исгребителей на счету самолетов ВМС США Воут F-8 «Крусейдер»). В 1972 г. МиГ-21 сбили два стратегических бомбардировщика В-52 (один из них был уничтожен летчиком Фам Туаном — будущим вьетнамским космонавтом).

Еще одной ареной боевого применения МиГ-21 стал Ближний Восток. Первое боевое столкновение с участием МиГ-21 на этом театре произошло 13 ноября 1963 г., сирийские истребители сбили в воздушном бою над р.Иордан израильский истребитель Дассо «Мираж»IIIС. Первый МиГ-21 сирийских ВВС был сбит в воздушном бою над Тивериадским озером капитаном израильских ВВС И.Агмоном на самолете «Мираж»III С.
16 августа 1966 г. на территории Израиля совершил посадку иракский МиГ-21Ф-13, который пилотировал летчик-перебежчик М. Радфа. Истребитель был тщателъно испытан израилитянами (в частности, было проведено 13 учебных боев с самолетами «Мираж»ШС, «Супер Мистер»В.2 и «Вотур»). В мае 1967 г. самолеты МиГ-21 египетских ВВС приступили к регулярным «челночным» разведывательным полетам над Израилем по маршруту Иордания-Синайский полуостров.

Истребители «Мираж»IIIС оказалисъ не в состоянии перехватывать МиГи. Тогда бьшо принято решение использовать трофейный иракский МиГ-21Ф-13, имевший более высокие разгонные характеристики и скороподъемность. Самолет в течение нескольких дней был доработан — под крылом подвесили две УР «Сайдуиндер». Истребитель находился в состоянии боеготовности с конца мая до 5 июня 1967 г., однако полеты египетских разведчиков прекратились. В ходе июньской войны 1967 г. около 125 самолетов МиГ-21 ВВС Египта и Сирии были уничтожены на земле, а 17 - в воздушных боях (15 — истребителями «Мираж»ШС и два — «Супер Мистерами»). В то же время арабские МиГ-21 сбили четыре самолета противника (два «Мистера», один «Супер Мистер» и один «Ураган»).

В ходе арабо-израильской войны 1973 г. истребители МиГ-21, действовавшие на Синайском фронте, сбили 76 истребителей «Мираж»III, «Нэшер» и F-4Е «Фантом» (собственные потери составили 54 машины). На сирийском фронте МиГ-21 в воздушных боях уничтожили 101 самолет противника (потеряно 56 МиГ-21).

Во время боевых действий на юге Ливана летом 1982 г. сирийские МиГ-21МФ и МиГ-21бис сбили 32 израильских самолета (в том числе не менее пяти F-15А, один F-16А и один «Кфир»С.2), при этом сирийские ВВС потеряли 26 МиГ-21бис и 11 МиГ-21МФ.
К началу индопакистанской войны 1971 г. самолеты МиГ-21Ф-13, ФЛ, ПМФ и МФ составляли основу истребителъной авиации индийских ВВС. Пакистан был вооружен истребителями F-6 (МиГ-19), «Мираж»Ш и Локхид F-104 «Старфайтер». В основном индийские МиГи вели бои с истребителями F-6 (они, как правило, заканчивались с успехом для индийской стороны). Были отмечены и столкновения между МиГ-21 и «Старфайтерами», в ходе которых МиГи сбили четыре F-104, не понеся при этом потерь.

Самолеты МиГ-21 применялись в боевых действиях в Анголе. В частности, 3 апреля 1986 г. ими был уничтожен военно-транспортный самолет ВВС ЮАР Локхид С-130 «Геркулес». Южноафриканским истребителям Дассо «Мираж»F.1С в ходе войны удалось сбить три МиГ-21 ангольских ВВС. Истребители МиГ-21 советских и афганских ВВС широко применялись в боевых действиях в Афганистане.

В ходе ирако-иранской войны 1980—1988 гт. самолеты МиГ-21 составляли основу истребительной авиации ВВС Ирака. Самолеты этого типа привлекались для ударов по наземным целям, а также для завоевания господства в воздухе. Их основными противниками были иранские истребители Макдоннелл-Дуглас F-4 «Фантом»2, Нортроп F-5Е «Тайгер»2 и Грумман F-14А «Томкэт», причем МиГ-21, признанные иракцами лучшими истребителями на ТВД, в 1983—1984 гт. уничтожили пять наиболее мощных иранских истребителей F-14А, потеряв при этим лишь один самолет. Последней войной с широким участием самолетов МиГ-21 стала гражданская война 1991-95 гт. на территории бывшей Югославии. Самолеты МиГ-21 использовалисъ, практически, всеми враждующими сторонами.

Боевые самолеты ВВС России [краткий справочник] 1997г.
Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-21 стр.1
Hosted by uCoz