Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-21 стр.2

Другие сайты, посвящённые авиации:

Каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Метеоданные города Харькова

МиГ-21МиГ-21 Работы по созданию легкого фронтового истребителя, воплотившего в своей конструкции опыт воздупшых боев в Корее 1951—1953 гг., начались в 1954 году. В ОКБ А.И. Микояна был построен ряд опытных самолетов с треугольным и стреловидным крылом, на которых отрабатывались отдельные элементы конструкции перспективной машины. Прототип серийного истребителя — самолет Е-6/1 с двигателем Р-11Ф-300 — впервые поднялся в воздух 28 мая 1958 года (его пилотировал летчик-испытатель В.А. Нефедов).
В 1958 году началасъ постройка МиГ-21 войсковой серии.

В 1959-1960 гт. в Москве и Тбилиси была выпущена серия истребителей МиГ-21Ф. Эти самолеты были оснащены пушками НР-30 (30 мм), НАР и бомбами на двух подкрыльевых узлах внешней подвески.
Следующая модификация МиГ-21Ф-13—наиболее массовый вариант дневного истребителя МиГ-21, впервые в советских ВВС оснащенный управляемыми ракетами с ТГС, строился на Горьковском авиазаводе в 1960—1962 гт. и на ММЗ «Знамя труда» (ныне — МАПО) в 1962—1965 гг. Китаю была передана лицензия на выпуск этих самолетов, где они сгроились под обозначением J-7. 194 истребителей МиГ-21Ф-13 бьшо выпущено по лицензии и в Чехословакии.

Следующим этапом в эволюции МиГ-21 стало создание всепогодного фронтового истребителя (иногда классифицировался и как фронтовой истребителъ-перехватчик) МиГ-21П. Его серийными модификациями стали самолеты МиГ-21ПФ (строился в 1962—1964 гг. в Горьком и в 1964-1968 гт. на ММЗ «Знамя труда»). МиГ-21ПФ получил, также, более мощный двигателъ Р-11Ф2-300. Экспортным вариантом этого самолета стал МиГ-21ФЛ, выпускавшийся в 1965-68 гг. на ММЗ «Знамя труда», а также в Индии фирмой HAL по советской лицензии (1966— 1969 гг.). В 1964 году была создана модификация МиГ-21ПФМ с усовершенствованным двигателем Р-11Ф2С-300 (ее серийный выпуск осуществлялся в Горьком в 1964 гг. и ММЗ «Знамя труда» в 1966-68 гг.). На базе МиГ-21ПФМ в 1966 году был построен эксперименталъный самолет МиГ-21ПД с двумя подъемными двигателями и неубирающимся шасси.

В 1965 году появились истребитель МиГ-21С (серия в Горьком в 1965—1968 гг.) и фронтовой самолет-разведчик МиГ-21Р, выпускавшийся в 1965—1971 гт. в Горьком.
Опыт боевого применения авиации во Вьетнаме и на Ближнем Востоке диктовал необходимость оснащения МиГ-21 более мощным двигателем, позволяющим улучшить разгонные характеристики и скороподьемность. МиГ-21СМ с новым двигателем Р-13-300 серийно строился в 1968-74 гт. в Горьком. Его экспортный вариант МиГ-21М — выпускался в 1968—1971 гг. на ММЗ «Знамя труда», а также в Индии фирмой HAL по советской лицензии (с 1971 года). Дальнейшим развитием МиГ-21СМ стали самолеты МиГ-21МФ (строился в 1975 году в Горьком и в 1970—1974 гг. — на ММЗ «Знамя труда»), МиГ-21МТ (1971 г., ММЗ «Знамя Труда») и МиГ-21СМТ (1971-1972 гг, Горький).

Последней серийной модификацией МиГ-21 стал истребителъ МиГ-21бис, созданный в 1971 году и оснащенный ТРДФ Р-25-300. По сравнению с самолетами предыдущих серий он имел лучшие маневренные и разгонные характеристики, большую скороподъемность. Маневренность самолета оказалась сопоставимой с маневренными характеристиками зарубежных истребителей завоевания превосходства в воздухе четвертого поколения—F-15, F-16 и «Мираж»2000. МиГ-21бис серийно строился в г. Горьком в 1972—1974 гт. (выпущено 2030 самолетов), поставлялся ВВС СССР и ряду зарубежных стран.

Для подготовки летчиков-истребителей был создан учебно-тренировочный самолет МиГ-21у, совершивший первый полет 17 октября 1960 года (летчик-испытателъ П.М. Остапенко). Эта машина серийно строиласъ в 1962—1966 гг. на авиазаводе в Тбилиси (выпущен 181 самолет) и в 1954—1968 гг. на ММЗ «Знамя Труда» (для поставок на экспорт). УСОвершенстванная учебно-тренировочная модификация, МиГ-21уС, выпускалась в в Тбилиси в 1976—1970 гт. (347 самолетов), а в 1971 году там началась постройка самолетов МиГ-21уМ (выпущено 1133 машин этого типа).
На ММЗ «Знамя труда» было построено, в общей сложности, 3203 самолетов МиГ-21 различных модификаций, в г. Горьком — 5278 самолетов и в Тбилиси —1677 (из них 17 истребителей, осталъные УТС). Таким образом, только в СССР построено 10.158 самолетов МиГ-21. К середине 1990-х годов МиГ-21 попрежнему оставался самым массовым истребителем в мире. Однако если по своим летным характеристикам самолет (особенно его последняя модификация МиГ-21бис) попрежнему оставался на уровне требований времени, то БРЭО и вооружение истребителя устарело. Перед ОКБ им. А.И. Микояна была поставлена задача проведения глубокой модернизации самолета (в противном случае страны-владелъцы МиГов могли обратится за помощью к западным странам и Израилю, также предлагавшим свои варианты «продления жизни» этого самолета).

В 1993 г. АНПК МИГ совместно с Нижегородским государсгвенным авиастроительным заводом «Сокол» создало такой самолет — МиГ-21-93. Новое БРЭО, в состав которого входит БРЛС «Копье», разработанная НПК «Фазотрорн», сделало модернизированный истребитель многоцелевым. МиГ-21-93 способен вести всеракурсный воздушный бой на средних и малых дальностях с применением ракет класса «воздух—воздух» средней далъности; осуществлять высокоманевренный ближний бой с применением всеракурсных ракет и пушки; выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов и вертолетов (в том числе и находящихся в режиме висения); осуществлять воздушную разведку с использованием БРЛС; поражать как площадные, так и малоразмерные наземные (морские) цели неуправляемым оружием и корректируемыми авиабомбами (КАБ); бороться с морскими целями и РЛС противника при помощи УР класса «воздух-поверхность».

В 1994 г. с правительством Индии был заключен договор о переоборудовании 120 самолетов МиГ-21бис в вариант МиГ-21-93 (АНПК МИГ выиграл тендер у израилъской фирмы «IAI», также предложившей Индии свой вариант модернизации — МиГ-21-2000). Для самолетов семейства МиГ-21 создана и более совершенная БРЛС «Суперкопье», имеющая меньшие габариты, большую дальность обнаружения и увеличенное число одновременно соровождаемых целей.

На самолетах более ранних модификаций (например, МиГ-21МФ), имеющих меньший объем отсека радиолокационного оборудования, может устанавливатъся малогабаритная БРЛС «Москит». Серийный выпуск самолета МиГ-21 прекращен. Он состоит или состоял на вооружении ВВС ряда стран СНГ, а также ВВС Алжира, Анголы, Бангладеш, Болгарии, Буркина Фасо, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Эфиопии, Финляндии, Гвинеи, Венгрии, Индии, Ирака, Югославии, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Нигерии, КНДР, Вьетнама, Польши, Румынии, Сомали, Судана, Сирии, Уганды, Замбии.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ.
Самолет вьшолнен по нормалъной аэродинамической схеме с треуголъным крылом и стреловидным оперением. Трехлонжеронное крыло имеет стреловидность по передней кромке 57°. На каждой консоли имеется однощелевой закрьшок и элерон, на верхней поверхности крыла установлен небольшой аэродинамический гребень. В корневой части имеется бак-кессон. Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок, с воздухозаборником в носовой части. Шасси — трехопорное. Основные опоры убираются в крыло поворотом в сторону фюзеляжа, носовая опора - в фюзеляж поворотом вперед.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.
ТРДФ Р-11Ф-300 (5740 кгс), Р-11Ф2-300 (1 х 6120 кгс), Р-11Ф2С-300 (1 х 6175 кгс), Р-13-300 (1 х 6490 кгс) или Р-25-300 (1 х 7100 кгс). Возможна установка ракетных стартовых ускорителей.

ОБОРУДОВАНИЕ.
Ранние модификации исгребителя оснащались лишь радиодальномером и коллиматорным прицелом. На всепогодных вариантах МиГ-21 устанавливались радиоприцелы РП-21, РП-22С или ЦД-30.
Самолет МиГ-21-93 имеет многофункциональную импулъсно-доплеровскую БРЛС «Копье», способную обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме воздушные цели, в том числе летящие на малой высоте над землей или водной поверхностью (обеспечивается одновременное сопровождение в режиме обзора до восьми целей), а также «работать» по наземным целям. По своим основным характеристикам БРЛС «Копье» соответствует или несколько превосходит американскую БРЛС Вестингауз AN/APG-68, устанавливаемую на самолетах Локхид F-16С.
В состав оборудования МиГ-21-93 входит бортовая ЦВМ, нашлемная система целеуказания, система отображения информации с кабинным многофункциональным экраном на монохромном ЭЛТ, а также ИЛС. По желанию заказчика на самолете может быть дополнительно установлено и другое БРЭО как российского, так и западного производства. Станция имеет зону обзора по азимуту и углу места ±40 град. и дальность обнаружения цели класса «истребитель» (ЭПР 5 м2) 57 км. Она способна одновремено обнаруживать до 12 воздушных целей и обеспечивать атаку двух целей. Масса БРЛС 105 кг.

БРЛС «Суперкопье» имеет более высокие характеристики — зоны обзора ±60° (по азимуту и углу местности), дальность обнаружения целей типа «истребитель» — 75 км, число одновременно сопровождаемых целей — 24, число одновременно обстреливаемых целей четыре, масса—85 кг. БРЛС «Москит-1», которая может быть установлена на самолетах типа МиГ-21МФ, имеет зоны обзора ±60°, дальность обнаружения цели типа «истребитель» 60 км, число одновременно обнаруживаемых и обстреливаемых целей, соответственно 12 и 4, массу 70 кг.

АО РПКБ разработало для самолетов, проходящих модернизацию (в частности, МиГ-21), навигационную систему СНу, объединяющую ИНС, блок спутниковой навигации, ЦВМ, трехмерную электронную базу географических данных, средства сопряжения с другим оборудованием. Система обеспечивает возможиость длительного маловысотного полета над равнинной местностью на высоте 30-50 м (на коротких участках — до 10—30 м) в автоматическом, директором и ручном режимах. Трехмерная цветная графическая цифровая «картинка» лежащей по курсу местности может выводиться на ИЛС или на многофункциональный кабинный дисплей, на другой дисплей выводится цифровое цветное картографическое изображение. Большинство оборудования расположено в подвесном контейнере, что облегчает процесс модернизации самолета.

Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-21 стр.2
Hosted by uCoz