Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-15| МиГ-19 | |||||
|
31 ноября в войну вступили английские и французские ВВС. Осознавая свою неготовность к борьбе со столь сильным противником, египетское командование приказало эвакуировать все уцелевшие самолеты за границы государства. В тотже день пилоты «МиГов» перегнали свои машины в Судан. Подробное описание этого конфликта, получившего название «шестидневной войны», выходит за рамки данной статьи. Поэтому скажем только, что в первые же часы боевых действий израильтяне, нанеся сокрушительный удар по аэродромам, уничтожили на земле и в воздухе 319 из 400 египетских боевых самолетов, в том числе практически все МиГ- 21. На аэродроме Джебель пара «Мистэров» сбила на взлете дежурное звено МиГ-17Ф, а затем расстреляла еще 13 машин на стоянках. Примерно то же случилось на авиабазах Эль-Айриш, Абу Суэйр, Кабрид и Др. Тем не менее остатки египетской авиации, и прежде всего — устаревшие МиГ-15 бис и МиГ-17Ф (из 150 машин этих типов на второй день войны уцелело примерно 50) оказали отчаянное сопротивление. Оборудованные бомбовыми подвесками, эти самолеты атаковали израильские танковые колонны, пытаясь хоть чем-то помочь терпящей поражение наземной армии. 6 июня звено «МиГов» было атаковано над Синаем четверкой «Мистэров». Египтяне сумели уйти из-под удара и в завязавшемся бою сбили одного из нападавших. Но на следующий день израильские «Миражи» без потерь сбили три МиГ-17Ф.
Героизм арабских пилотов уже не мог спасти положения. Перед завершением активных боевых действий последние египетские самолеты были брошены на поддержку пехоты, беспорядочно переправлявшейся на западный берег Суэцкого канала. На нескольких плацдармах им удалось сдержать натиск израильских войск, что позволило тысячам египетских солдат избежать плена. Ценой этого стали 13 сбитых «МиГов»...
И вновь на помощь арабам пришел Советский Союз. Сразу по окончании «шестидневной войны» началось восстановление египетских и сирийских ВВС. При этом
наряду с современными МиГ-21 и Су-7 на Ближний Восток по-прежнему шли «вечно юные» МиГ-17. К 9 ноября 1973-го — дню попытки арабского реванша за 1967 год — они составляли пятую часть египетских и треть сирийских ВВС, в общем счете 230 машин.
Самую длинную строку в боевую биографию «семнадцатого» вписал Вьетнам. В 1964 году МиГ-17 стали первыми истребителями северо-вьетнамских ВВС. К 7 августа 34 машины.прибывшие из СССР через Китай по железной дороге, смонтировали и облетали советские специалисты на авиабазе Фук Иен. На самолетах были приподняты сиденья, чтобы обеспечить нормальный обзор низкорослым вьетнамским пилотам. Из МиГ-17 и нескольких учебно-тренировочных МиГ-15УТИ сформировали 921-й истребительный авиаполк. Его пилоты прошли полный курс обучения в Батайском авиационном училище. В дальнейшем вьетнамских летчиков готовили также в летной школе ДОСААФ в Грозном.
С тех пор вьетнамцы празднуют 4 апреля как день рождения своих военно-воздушных сил. Для американцев же этот день стал последним в боевой карьере «Супер Сейбра» в качестве истребителя сопровождения. В борьбу вступили «Фантомы». Бой «семнадцатого» и F-4 можно сравнить с поединком двух бойцов, один из которых вооружен тяжелым мечом, а у другого в руке только короткий кинжал. Самонаводящиеся ракеты «Фантома» могли поражать вьетнамские истребители на дальних дистанциях. Но если пилотам «МиГов» удавалось затянуть противника в маневренный ближний бой, F-4 оказывался беззащитным перед снарядами из авиапушек.
Тем не менее первая стычка закончилась в пользу американцев. Пара F-4В засекла с помощью радаров два «МиГа» и без помех уничтожила их ракетами «Сайдуиндер». До конца года вьетнамцам удалось сбить один «Фантом» и еще два «Тандерчифа», потеряв при этом три самолета. Но главным успехом было то, что их атаки, как правило, заставляли «Тандерчифы» сбрасывать бомбы
задолго до цели. Показательно, что большинство вьетнамских асов того периода летали не на МиГ-21, а МиГ-17. На этой машине воевал и легендарный полковник Томб, лучший ас вьетнамской войны, за которым американцы признают 13 воздушных побед, в том числе и над «Фантомами». Этот летчик интересен еще и тем, что никто из иностранцев не видел его в лицо, не было и никаких упоминаний о нем во вьетнамской печати, обычно широко освещавшей успехи своих пилотов. Все довольно скудные сведения о Томбе американцы черпали из разведывательных источников. Предполагается, что под этой фамилией во Вьетнаме воевал китайский или даже европейский летчик. Среди других асов, летавших на МиГ-17, назовем майора Нгуена Хо Ньи с восемью победами и лейтенанта Фам Нгонк Лоана (5 побед). Между тем моральная устарелость «семнадцатого» все больше давала себя знать. «Фантомы», оснащенные усовершенствованной РЛС, способной отслеживать цели на нанеземной поверхности, и шестиствольной пушкой «Вулкан», стали для МиГ-17 поистине смертоносным противником. Да и пилоты «Тандерчифов» научились, освобождаясь от бомб, успешно вести воздушный бой «по-истребительному». В результате к ноябрю 1967 года в двух полках северовьетнамских ВВС осталось лишь 28 МиГ-17. Поставки самолетов из Советского Союза и Польши (лицензионные Лим-5) едва успевали восполнять боевые потери. К началу 70-х стало ясно, что МиГ-17 окончательно утратил значение как истребитель. Суммарные потери «семнадцатых» в воздушных боях составили 98 машин, из которых 58 сбито «Фантомами», 27 —«Тандерчифами» и 14 — «Крусэйдерами». Это более 50% потерь, понесенных в войне авиацией ДРВ. В то же время, по американским данным (вьетнамскими автор, к сожалению, не располагает), пилотам МиГ-17 удалось сбить в общем счете не более 40 самолетов противника. На заключительной фазе войны вьетнамцы предприняли попытку использовать старые истребители в качестве бомбардировщиков. В апреле 1972 года пара МиГ-17, переоборудованная местными умельцами, сбросила 250-килограммовые бомбы на военные корабли США в Тонкинском заливе. Как ни странно, американская ПВО оказалась захваченной врасплох, и вьетнамцы беспрепятственно отбомбились по эсминцам «Хайби» и «Оклахома Сити», нанеся им серьезные повреждения. Через несколько дней эта же пара попыталась вновь атаковать американский флот, но на этот раз зенитчики не растерялись и сбили оба «МиГа» ракетами «Терьер». На возобновление ударов по кораблям вьетнамцы решились через три месяца, однако очередная пара «МиГов» опять стала жертвой зенитно-ракетных комплексов. На этом завершилась многолетняя вьетнамская эпопея истребителя МиГ-17. Немало довелось повоевать «семнадцатому» и на Африканском континенте. Марксистские режимы Анголы и Мозамбика в семидесятых годах применяли его как штурмовик в борьбе с антиправительственными повстанцами, пока не получили от Советского Союза более современные МиГ-21 и МиГ-23. При этом в Анголе самолеты пилотировали кубинские добровольцы. Уганда использовала свои МиГ-17 в пограничном конфликте с Танзанией в 1972 году. Очевидно, это произвело на танзанийцев такое впечатление, что они уже на следующий год закупили в Китае 24 J-5, то есть китайских лицензионных «МиГов». В 1976 году суданские МиГ-17 дрались над Эритреей с эфиопскими F-5 «Тайгер». С обеих сторон было сбито по нескольку самолетов. Гораздо больший размах приобрела эфиопско-сомалийская война за спорный пограничный участок пустыни Огаден. К тому времени Эфиопия, «вступив на путь социализма», также получила от СССР эскадрилью МиГ-17. В результате эфиопские и сомалийские «МиГи» сошлись в воздушных боях друг против друга. Сомалийцы объявили, что они сбили 30 вражеских самолетов, эфиопы — 40. Впрочем, о «достоверности» этих данных свидетельствует тот факт, что ни те, ни другие не имели такого количества боеспособных машин.
В течение нескольких лет продолжалась кровопролитная гражданская война в самой густонаселенной стране черной Африки — Нигерии. В 1967 году племенные вожди северных районов Нигерии объявили об отделении своих земель и образовании «Независимого государства Биафра». В ответ на это центральное правительство направило против сепаратистов войска. Нигерийские ВВС к тому времени состояли из сорока МиГ-17Ф и шести Ил-28, купленных у Египта, а также четырех транспортных DC-3.
За всю войну ни один «МиГ» не был сбит в бою, но численность правительственной авиации неуклонно таяла в результате аварий и катастроф, обусловленных плохой подготовкой летного состава и халатным отношением к технике. Только за первые два года этой типично африканской войны разбились 19 пилотов, в том числе и главнокомандующий военно-воздушных сил Нигерии. Случались инциденты и другого рода. Летом 1969-го МиГ-17 сбил гражданский транспортный самолет ООН, летевший с грузом сухого молока для голодающих жителей Биафры.
Как минимум, дважды за сврю историю «семнадцатые» «изменяли присяге», оборачивая свои пушки против своих бывших хозяев. Первый раз в 1965 году, когда индонезийские ВВС поддержали военный мятеж против законного правительства. Тогда эти самолеты использовали для подавления очагов сопротивления правительственных сил. Вторично, после проамериканского государственного переворота 1970 года в Камбодже, свергнувшего социалистическую власть. В дальнейшем камбоджийские «МиГи» совместно с «Фантомами» (!) атаковали базы «красных кхмеров». |
||||
Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-15| МиГ-19 |