Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-15| МиГ-19

Другие сайты, посвящённые авиации:

Каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Метеоданные города Харькова

МиГ-17МиГ-17 БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Боевой дебют МиГ-17 в 1956 году на Ближнем Востоке нельзя назвать удачным. В то время основу самолетного парка египетских ВВС составляли МиГ-15. Небольшое количество «семнадцатых» прибыло из Советского Союза буквально за несколько дней до начала англо-франко-израильской интервенции. Разумеется, самолеты не были какследует освоены летным составом. Тем не менее, когда 29 ноября израильтяне вторглись на Синайский полуостров, МиГ-17 получили задание осуществить воздушное прикрытие египетских городов и военных баз в зоне конфликта. В одном из полетов на тройку «МиГов» спикировало не замеченное их пилотами звено израильских «Мистэров». Один самолет сразу бил сбит, остальные, не приняв боя, ушли за Суэцкий канал.

31 ноября в войну вступили английские и французские ВВС. Осознавая свою неготовность к борьбе со столь сильным противником, египетское командование приказало эвакуировать все уцелевшие самолеты за границы государства. В тотже день пилоты «МиГов» перегнали свои машины в Судан.
По окончании «Суэцкого кризиса» египтяне с помощью СССР быстро возместили потери и стали готовиться к новым боям с Израилем. Но несмотря на десятилетнее наращивание военного потенциала и громогласные заявления о готовности «сбросить евреев в море», война, вспыхнувшая 5 июня 1967 года, обернулась для Египта катастрофой.

Подробное описание этого конфликта, получившего название «шестидневной войны», выходит за рамки данной статьи. Поэтому скажем только, что в первые же часы боевых действий израильтяне, нанеся сокрушительный удар по аэродромам, уничтожили на земле и в воздухе 319 из 400 египетских боевых самолетов, в том числе практически все МиГ- 21. На аэродроме Джебель пара «Мистэров» сбила на взлете дежурное звено МиГ-17Ф, а затем расстреляла еще 13 машин на стоянках. Примерно то же случилось на авиабазах Эль-Айриш, Абу Суэйр, Кабрид и Др.

Тем не менее остатки египетской авиации, и прежде всего — устаревшие МиГ-15 бис и МиГ-17Ф (из 150 машин этих типов на второй день войны уцелело примерно 50) оказали отчаянное сопротивление. Оборудованные бомбовыми подвесками, эти самолеты атаковали израильские танковые колонны, пытаясь хоть чем-то помочь терпящей поражение наземной армии. 6 июня звено «МиГов» было атаковано над Синаем четверкой «Мистэров». Египтяне сумели уйти из-под удара и в завязавшемся бою сбили одного из нападавших. Но на следующий день израильские «Миражи» без потерь сбили три МиГ-17Ф.

Героизм арабских пилотов уже не мог спасти положения. Перед завершением активных боевых действий последние египетские самолеты были брошены на поддержку пехоты, беспорядочно переправлявшейся на западный берег Суэцкого канала. На нескольких плацдармах им удалось сдержать натиск израильских войск, что позволило тысячам египетских солдат избежать плена. Ценой этого стали 13 сбитых «МиГов»...
Ненамного удачнее для арабов сложились дела на Сирийском фронте. В первый день израильтяне сожгли на аэродромах 57 сомолетов, в том числе 32 МиГ-15 бис и МиГ-17 — почти 2/3 их довоенного состава. Еще 6 самолетов погибли в воздушных боях. Израильтяне, чьи потери не превышали 10 машин, захватили господство в воздухе. К 10 июня сирийская авиация окончательно утратила боеспособность.

И вновь на помощь арабам пришел Советский Союз. Сразу по окончании «шестидневной войны» началось восстановление египетских и сирийских ВВС. При этом наряду с современными МиГ-21 и Су-7 на Ближний Восток по-прежнему шли «вечно юные» МиГ-17. К 9 ноября 1973-го — дню попытки арабского реванша за 1967 год — они составляли пятую часть египетских и треть сирийских ВВС, в общем счете 230 машин.
Все самолеты были оборудованы подкрыльевыми пилонами подвески вооружения и рассматривались в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков. Египтяне применили их при прорыве израильских укреплений вдоль восточного берега Суэцкого канала (так называемой «Линии Барлева»), а сирийцы широко использовали против танков в сражении на плато Эль-Кунейтра. При этом «семнадцатым» не раз приходилось вступать в воздушные бои с более современными машинами противника. Хотя точный счет побед неизвестен (каждая из сторон беззастенчиво преувеличивала свои успехи), с уверенностью можно сказать, что только на Сирийском фронте МиГ-17 сбили не менее 5 самолетов противника. Впрочем, собственные потери этих ветеранов были гораздо выше.

Самую длинную строку в боевую биографию «семнадцатого» вписал Вьетнам. В 1964 году МиГ-17 стали первыми истребителями северо-вьетнамских ВВС. К 7 августа 34 машины.прибывшие из СССР через Китай по железной дороге, смонтировали и облетали советские специалисты на авиабазе Фук Иен. На самолетах были приподняты сиденья, чтобы обеспечить нормальный обзор низкорослым вьетнамским пилотам. Из МиГ-17 и нескольких учебно-тренировочных МиГ-15УТИ сформировали 921-й истребительный авиаполк. Его пилоты прошли полный курс обучения в Батайском авиационном училище. В дальнейшем вьетнамских летчиков готовили также в летной школе ДОСААФ в Грозном.
До конца 1965-го 921-й полк оставался единственным воздушным противником американских ВВС в Юго-Восточной Азии. 2 марта американцы начали наносить бомбовые удары по объектам ДРВ. Вначале все шло, как по нотам. Но уже 4 апреля пара «МиГов» внезапно атаковала американские бомбардировщики над мостом Хам Ронг. С первого захода были сбиты два «Тандерчифа». Оба пилота даже не успели катапультироваться. С запозданием вступившие в бой «Супер Сейбры» не смогли перехватить нападавших.

С тех пор вьетнамцы празднуют 4 апреля как день рождения своих военно-воздушных сил. Для американцев же этот день стал последним в боевой карьере «Супер Сейбра» в качестве истребителя сопровождения. В борьбу вступили «Фантомы». Бой «семнадцатого» и F-4 можно сравнить с поединком двух бойцов, один из которых вооружен тяжелым мечом, а у другого в руке только короткий кинжал. Самонаводящиеся ракеты «Фантома» могли поражать вьетнамские истребители на дальних дистанциях. Но если пилотам «МиГов» удавалось затянуть противника в маневренный ближний бой, F-4 оказывался беззащитным перед снарядами из авиапушек. Тем не менее первая стычка закончилась в пользу американцев. Пара F-4В засекла с помощью радаров два «МиГа» и без помех уничтожила их ракетами «Сайдуиндер». До конца года вьетнамцам удалось сбить один «Фантом» и еще два «Тандерчифа», потеряв при этом три самолета. Но главным успехом было то, что их атаки, как правило, заставляли «Тандерчифы» сбрасывать бомбы задолго до цели.
Таким образом, почти 60% американских налетов закончились безрезультатно. В начале 1966 года вьетнамцы пополнили свои силы вторым полком МиГ-17 (№ 923), а 921-й полк с декабря 1965-го начал перевооружаться на МиГ-21. Несмотря на то, что «двадцать первый» существенно превосходил «семнадцатый» по боевым характеристикам, обе машины до конца 60-х годов сражались с американцами практически на равных. При этом МиГ-17 применялись в основном для действий на малых высотах, атакуя снизу груженные бомбами «Скайхоки» и «Тандерчифы», в то время, как «двадцать первые» связывали боем истребители эскорта.

Показательно, что большинство вьетнамских асов того периода летали не на МиГ-21, а МиГ-17. На этой машине воевал и легендарный полковник Томб, лучший ас вьетнамской войны, за которым американцы признают 13 воздушных побед, в том числе и над «Фантомами». Этот летчик интересен еще и тем, что никто из иностранцев не видел его в лицо, не было и никаких упоминаний о нем во вьетнамской печати, обычно широко освещавшей успехи своих пилотов. Все довольно скудные сведения о Томбе американцы черпали из разведывательных источников. Предполагается, что под этой фамилией во Вьетнаме воевал китайский или даже европейский летчик.

Среди других асов, летавших на МиГ-17, назовем майора Нгуена Хо Ньи с восемью победами и лейтенанта Фам Нгонк Лоана (5 побед). Между тем моральная устарелость «семнадцатого» все больше давала себя знать. «Фантомы», оснащенные усовершенствованной РЛС, способной отслеживать цели на нанеземной поверхности, и шестиствольной пушкой «Вулкан», стали для МиГ-17 поистине смертоносным противником. Да и пилоты «Тандерчифов» научились, освобождаясь от бомб, успешно вести воздушный бой «по-истребительному». В результате к ноябрю 1967 года в двух полках северовьетнамских ВВС осталось лишь 28 МиГ-17. Поставки самолетов из Советского Союза и Польши (лицензионные Лим-5) едва успевали восполнять боевые потери.

К началу 70-х стало ясно, что МиГ-17 окончательно утратил значение как истребитель. Суммарные потери «семнадцатых» в воздушных боях составили 98 машин, из которых 58 сбито «Фантомами», 27 —«Тандерчифами» и 14 — «Крусэйдерами». Это более 50% потерь, понесенных в войне авиацией ДРВ. В то же время, по американским данным (вьетнамскими автор, к сожалению, не располагает), пилотам МиГ-17 удалось сбить в общем счете не более 40 самолетов противника.

На заключительной фазе войны вьетнамцы предприняли попытку использовать старые истребители в качестве бомбардировщиков. В апреле 1972 года пара МиГ-17, переоборудованная местными умельцами, сбросила 250-килограммовые бомбы на военные корабли США в Тонкинском заливе. Как ни странно, американская ПВО оказалась захваченной врасплох, и вьетнамцы беспрепятственно отбомбились по эсминцам «Хайби» и «Оклахома Сити», нанеся им серьезные повреждения. Через несколько дней эта же пара попыталась вновь атаковать американский флот, но на этот раз зенитчики не растерялись и сбили оба «МиГа» ракетами «Терьер». На возобновление ударов по кораблям вьетнамцы решились через три месяца, однако очередная пара «МиГов» опять стала жертвой зенитно-ракетных комплексов. На этом завершилась многолетняя вьетнамская эпопея истребителя МиГ-17. Немало довелось повоевать «семнадцатому» и на Африканском континенте. Марксистские режимы Анголы и Мозамбика в семидесятых годах применяли его как штурмовик в борьбе с антиправительственными повстанцами, пока не получили от Советского Союза более современные МиГ-21 и МиГ-23. При этом в Анголе самолеты пилотировали кубинские добровольцы. Уганда использовала свои МиГ-17 в пограничном конфликте с Танзанией в 1972 году. Очевидно, это произвело на танзанийцев такое впечатление, что они уже на следующий год закупили в Китае 24 J-5, то есть китайских лицензионных «МиГов».

В 1976 году суданские МиГ-17 дрались над Эритреей с эфиопскими F-5 «Тайгер». С обеих сторон было сбито по нескольку самолетов. Гораздо больший размах приобрела эфиопско-сомалийская война за спорный пограничный участок пустыни Огаден. К тому времени Эфиопия, «вступив на путь социализма», также получила от СССР эскадрилью МиГ-17. В результате эфиопские и сомалийские «МиГи» сошлись в воздушных боях друг против друга. Сомалийцы объявили, что они сбили 30 вражеских самолетов, эфиопы — 40. Впрочем, о «достоверности» этих данных свидетельствует тот факт, что ни те, ни другие не имели такого количества боеспособных машин.

В течение нескольких лет продолжалась кровопролитная гражданская война в самой густонаселенной стране черной Африки — Нигерии. В 1967 году племенные вожди северных районов Нигерии объявили об отделении своих земель и образовании «Независимого государства Биафра». В ответ на это центральное правительство направило против сепаратистов войска. Нигерийские ВВС к тому времени состояли из сорока МиГ-17Ф и шести Ил-28, купленных у Египта, а также четырех транспортных DC-3.
Биафра вскоре также организовала военную авиацию в составе нескольких бомбардировщиков «Митчелл» и «Инвэйдер» времен второй мировой войны и полутора десятков учебных «Тексанов» и «Миниконов», оборудованных пулеметами и бомбовыми подвесками. Обладая столь грозными силами, повстанцы совершили ряд налетов на аэродромы правительственных войск, уничтожив два DC-3 на стоянках. Нигерийские «МиГи» в этой войне применялись главным образом в качестве штурмовиков, атакуя НУРСами и пушечным огнем базы повстанцев. Иногда приходилось открывать огонь и по воздушным противникам. Так, 9 ноября 1969 года МиГ-17 сбил вооруженный «Тексан», а через 20 дней — 2 «Миникона».

За всю войну ни один «МиГ» не был сбит в бою, но численность правительственной авиации неуклонно таяла в результате аварий и катастроф, обусловленных плохой подготовкой летного состава и халатным отношением к технике. Только за первые два года этой типично африканской войны разбились 19 пилотов, в том числе и главнокомандующий военно-воздушных сил Нигерии. Случались инциденты и другого рода. Летом 1969-го МиГ-17 сбил гражданский транспортный самолет ООН, летевший с грузом сухого молока для голодающих жителей Биафры. Как минимум, дважды за сврю историю «семнадцатые» «изменяли присяге», оборачивая свои пушки против своих бывших хозяев. Первый раз в 1965 году, когда индонезийские ВВС поддержали военный мятеж против законного правительства. Тогда эти самолеты использовали для подавления очагов сопротивления правительственных сил. Вторично, после проамериканского государственного переворота 1970 года в Камбодже, свергнувшего социалистическую власть. В дальнейшем камбоджийские «МиГи» совместно с «Фантомами» (!) атаковали базы «красных кхмеров».
Такова в самом кратком изложении боевая история МиГ-17, самолета, ставшего в 60-е годы для большинства стран «третьего мира», своеобразной визитной карточкой советской авиации.

Вячеслав Кондратьев. Крылья Родины 6-1995г.
Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-15| МиГ-19
Hosted by uCoz