Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | Вертолёты| Вертолёты ОКБ "Миль"

Другие сайты, посвящённые авиации:

Каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Метеоданные города Харькова

Ми-26Ми-26 Компоновочная схема “двадцать шестого” является классической. Силовая установка сравнительно легкая и компактная за счет использования двух весьма экономичных, с рекордно низким расходом топлива газотурбинных двигателей Д-136 мощностью по 10 тыс. л. с. каждый (конструкции В. Лотарева). Не будет преувеличением сказать, что Ми-26 — самый большой вертолет в мире. Его максимальная взлетная масса составляет 56 т. Нормальная грузоподъемность вертолета равна 15 т. Он оборудован устройством для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных грузов. Размеры грузовой кабины весьма внушительные: длина — 12 м, ширина 8,25 м.

Представим себе, что сработали гидравлические системы, которые опустили трап с двумя боковыми створками: открылся проем грузового люка. Поднимемся в грузовую кабину. Это огромный гулкий ангар. Сюда своим ходом могут въехать, например, две боевые машины десанта. Две электролебедки позволяют быстро загрузить кабину и столь же оперативно разгрузить ее. Для крепления грузов и техники имеются надежные швартовочные устройства. В центральном люке пола кабины установлен съемный замок системы внешней подвески. Из летно-технических характеристик отметим максимальную скорость полета, которая достигает 295 км/ч. Это весьма высокий показатель для такого класса машин. Однако наиболее экономичным режимом полета считается полет с крейсерской скоростью — 255 км/ч. При этом вертолет способен достигать статического потолка — 1800 м. Динамический потолок, правда, значительно больше — 6500 м. Перегоночная дальность полета составляет 800 км. Несущий винт у Ми-26 представляется гигантской “ромашкой”, восемь лепестков-лопастей которой размахнулись в диаметре на 32 м. Памятуя о том, что несущий винт раскручивается силовой установкой в 20 тыс. л. с., можно представить, какие нагрузки испытывают лопасти движителя и каковы должны быть их прочность и надежность.

Лопасти винта — смешанной конструкции. Их основным силовым элементом является металлический лонжерон, образующий переднюю кромку лопасти. Сам лонжерон полый, герметичный, в процессе эксплуатации в него закачивается воздух. Каркас лопасти стеклопластиковый, обшивка — тонким листовым дюралюминием. В конструкции несущего винта предусмотрены две важные системы, обеспечивающие безопасность полета. Одна — противообледенительная, электрического типа, действующая безотказно в любых условиях эксплуатации; другая следит за состоянием силовых элементов лопастей — лонжеронов. Если поврежден хотя бы один из них, в кабину экипажа немедленно передается сигнал. И еще одна особенность. На концах всех лопастей укреплены электрические фонари — контурные огни, которые при вращении несущего винта образуют в темноте светящийся, ясно видимый контур.

Как уже упоминалось, основу силовой установки Ми-26 составляют два газотурбинных двигателя. Каждый из них состоит из газовой турбины, компрессора и камеры сгорания. Это и есть три “кита” двигателя Д-136, все остальные узлы — вспомогательные. Обратим внимание на две важные особенности двигательной установки. Во-первых, разработчики нашли такие технические решения, которые позволили скомпоновать двигатель в виде девяти основных модулей (блоков), причем каждый из них является законченным технологическим узлом. Это обстоятельство трудно переоценить, особенно при интенсивной эксплуатации вертолета. Оказывается, любой модуль, за исключением главного — восьмого по счету, может быть демонтирован и заменен без разборки соседних. При этом нет необходимости снимать двигатель с вертолета, что позволяет быстро ввести его в строй в случае повреждения или отказа в работе узлов и деталей. Во-вторых, следует сказать о высокой надежности и живучести двигательной установки. Конструкторы предусмотрели даже такой вариант аварийной ситуации, когда отказывает один из двигателей. Катастрофа? Нет! В этом случае другой, “здоровый”, автоматически переходит на повышенный режим работы и обеспечивает дальнейший безопасный полет, хотя и с меньшей скоростью. Теперь о фюзеляже. Он цельнометаллический, переменного сечения. В носовой части находится радиопрозрачный обтекатель, закрывающий антенну РЛС. Здесь же расположены кабины: для экипажа и лиц, сопровождающих грузы. Экипаж состоит из 5 человек: командир (он же левый летчик), правый летчик, штурман, бортовой техник, бортовой механик.

Позаботились конструкторы и о комфортных условиях для экипажа. Вся носовая часть фюзеляжа выполнена герметичной и оборудована системой кондиционирования воздуха. Здесь же размещен комплект съемного кислородного оборудования индивидуального пользования. Реализован также ряд мер по защите экипажа и его безопасности. В частности, передняя и боковые части кабины экипажа защищены съемными бронеплитами, по высоте они достигают уровня плеч летчиков. Предусмотрены и люки для аварийного покидания вертолета — как на каждом рабочем месте члена экипажа, так и в кабине сопровождающих. Центральная часть фюзеляжа включает грузовую кабину и задний отсек, переходящий в концевую балку. Основное ее назначение — вынести хвостовой винт за пределы плоскости вращения несущего винта. На борту вертолета имеется оригинальное устройство — так называемая вспомогательная двигательная установка, в качестве которой используется газотурбинный двигатель ТА-8В. Ее назначение: запуск основных двигателей, питание сжатым воздухом системы кондиционирования, вентиляция грузовой кабины при погрузке и выгрузке самоходной техники с работающими двигателями. Вертолет оборудован совершенными системами управления, связи и навигации и является всепогодным. Его можно использовать в различное время года и суток, практически в любых метеорологических условиях. Он может садиться и стартовать с необорудованных площадок. Такие боевые качества особенно ценны, поскольку позволяют выполнять задания в различных климатических зонах и географических регионах.

На борту вертолета размещен целый комплекс современного пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования, рассчитанного на любые условия эксплуатации машины. Системы комплекса могут работать не только автономно, но и во взаимодействии друг с другом. Это повышает надежность комплекса в целом и эффективность его применения. Из многочисленных приборов назовем пилотажный комплекс, аппаратуру вертолетовождения и радиовысотомер. Постараемся хотя бы кратко перечислить радиооборудование и укажем его основные функции. Главная задача автоматического радиокомпаса АРК-19 — непрерывное определение курсового угла радиостанции по принимаемым сигналам широковещательных или приводных наземных радиостанций. В режиме “Компас” решаются следующие навигационные задачи: автоматическое определение пеленга радиостанции, полет на радиостанцию и от нее, заход на посадку в сложных метеоусловиях. Дальность пеленгации приводной радиостанции зависит от ее мощности и при высоте полета 2000 м составляет 180—200 км. И еще есть один автоматический радиокомпас — марки АРК-УД. Он обеспечивает привод вертолета на радиомаяки непрерывного или импульсного излучения при выполнении поисково-спасательных работ, решение других навигационных задач. Приемно-передающая УКВ радиостанция Р-828 работает в двух режимах — “Связь” и “Компас”. Первый режим понятен, а при втором радиостанция сопрягается с радиокомпасом АРК-УД и может быть использована для вывода вертолета в точку расположения наземной радиостанции. Другая станция — специального назначения марки Р-861. Она аварийно-спасательная и потому упакована в надежный защитный чехол. При аварии Р-861 тотчас приводится в действие, обеспечивая двухстороннюю радиотелефонную и радиотелеграфную связь с наземными пунктами управления, самолетами или вертолетами поисково-спасательной службы; а при необходимости может действовать в режиме автоматической передачи сигналов бедствия. Для удобства работы есть самолетное переговорное устройство СПУ-8. Оно используется не только для связи между членами экипажа. Оказывается, летчики и штурманы прямо через него выходят в эфир, а весь экипаж может прослушивать сигналы специального назначения от речевого информатора РИ-65, служащего для предупреждения и быстрой ликвидации аварийных ситуаций. А. Алёшин, В. Сергеев. "Моделист-Конструктор" 1989, №8 ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ВЕРТОЛЕТА Ми-26, м
Диаметр основного винта ....32, Диаметр хвостового винта ....7,6, Длина вертолета с шиитами ....40,025, Длина фюзеляжа без винтов ...33,727, Высота вертолета до втулки несущего винта ....8,145, Ширина по стойкам шасси ....8,15, База шасси ...8,95, Размеры кабины: длина ....15, ширина ....8,25, высота ....3,0

Главная | Вертолёты| Вертолёты ОКБ "Миль"
Hosted by uCoz