|
|
Основной истребитель советских ВВС 1970 — 1980-х годов. Работе по его созданию предшествовал большой объем исследований, в которых принимали участие Г.С. Бюшгенс, Г.В. Александров, С.М. Белоцерковский, Г.И. Загайнов и другие ведущие ученые-аэродинамики ЦАГИ. Было доказано, что за счет применения крыла изменяемой стреловидности обеспечивалось создание многорежимного боевого самолета, способного решать задачи фронтового истребителя, истребителя-перехватчика и маловысотного истребителя-бомбардировщика.
|
В 1969 г. на ММЗ «Знамя труда» начался выпуск первой серийной модификации, МиГ-23С с ТРДФ Р-27. В 1972 г. был создан МиГ-23М, имеющий более мощный двигателъ Р-29, крыло с увеличенной хордой подвижных частей, хвостовое оперение, смещенное назад, усовершенствованное БРЭО и ракетное вооружение класса «воздух — воздух» средней дальности.
Первой экспортной модификацией стал самолет МиГ-23МС, созданный в 1973 г. и имеющий более простое оборудование и вооружение. Другой экспортный вариант, МиГ-23МФ, созданный в 1977 г., мало отличался от самолета МиГ-23М.
На заводе в Иркутске был освоен выпуск учебно-боевых вариантов МиГ-23.
Появление на Западе истребителей четвертого поколения заставило ОКБ им. А.И. Микояна провести работы по улучшению маневренных характеристик МиГ-23. В 1976 г. был создан облегченный самолет МиГ-23МП, оснащенный усовершенсгвованным двигателем Р-35. Его дальнейшим развитием стали созданный в 1977 г. фронтовой истребитель МиГ-23МЛА и истребитель-перехватчик ПВО МиГ-23П.
Завершил эволюцию самолетов семейства МиГ-23 фронтовой истребителъ МиГ-23МЛД, созданный в 1984 г. и способный совершать полет на больших углах атаки, что увеличивало маневренные характеристики. На самолете был уменьшен «боевой» угол стреловидности (технология изготовления отъемных частей крыла была полностью отработана, было выяснено что, консоли даже на уменьшенном угле стреловидности, могут «держать» эксплуатационную перегрузку 8,5 g), в корневой части крыла был сделан вихреобразующий «запил», а на ПВД появилисъ вихреобразующие пластины. В вариант МиГ-23МЛД до 1985 г. было переоборудовано большое количество самолетов МиГ-23 других модификаций.
Серийное производство истребителей МиГ-23 прекращено в 1985 г. На ММЗ «Знамя труда» выпущено 4278 самолетов (включая и истребителъно-бомбардировочные модификации), в Иркутске построено 769 УТС МиГ-23уБ (с учетом переоборудования в вариант МиГ-23уМ —1020 самолетов).
В настоящее время истребители МиГ-23 последних модификаций ВВС России выведены в резерв и находятся на базах хранения. Кроме ВВС и войск ПВО СССР самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.
В начале 1990-х годов ОКБ им. А.И. Микояна предложило вариант модернизации самолета МиГ-23, предусматривающий установку системы вооружения от самолета МиГ-29: БРЛС «Рубин-29», ракеты класса «воздух—воздух» средней дальности Р-27 и УР малой далъности Р-73, а также нашлемный прицел-целеуказатель. Возможно применение на модернизируемых истребителях и более совершенной системы вооружения.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. МиГ-23 — один из первых серийных самолетов с изменяемой геометрией крыла. Планер изготовлен из стали и алюминиевых сплавов с широким использованием сварки.
Консоли крыла имеют трапециевидную в плане форму и могут устанавливаться на угол стрелдовидности 16, 45 и 72° по передней кромке. Каждая консоль имеет прекрылки, четырехсекционные закрылки и двухсекционные интерцепторы.
На самолете МиГ-23МЛД «боевой» угол стреловидности уменьшен с 45 до 33°. При достижении определенного угла атаки в диапазоне углов стреловидности 16—33° носок крыла стал отклоняться автоматически (при скорости до 900 км/ ч (М<0,9) и угле атаки более 10° носок отклонялся на 20°).
Подфюзеляжный гребень МиГ-23 выполнен отклоняемым, при выпуске шасси его нижняя часть устанавливается в горизонтальное положение.
Тормозной парашют площадью 21 м2 размещен в основании киля.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен одним ТРДФ Р-27Ф2М-300 (1 х 10.000 кгс — МиГ-23С, МиГ-23уБ), Р-29-300 (1 х 12.500 кгс—МиГ-23М, МиГ-23МС, МиГ-23МФ), Р-35-300 или Р-35Ф-300 (1 х 13.000 кгс — МиГ23МЛ, МиГ-23МЛА, МиГ-23П и МиГ-23МЛД).
ВООРуЖЕНИЕ. Имеются пушка ГШ-23Л (23 мм, 200 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с радиолокационной полуактивной системой наведения, Р-23Т и Р-24Т (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с ТГС; две—чегыре УР малой дальности Р-13М, Р-ЗР или Р-ЗС с радиолокациоиной полуактивной системой наведения или ТГС; четыре-шесть УР ближнего боя Р-60 и Р-60М. В ходе модернизации возможна установка ракет Р-73 с целеуказанием от нашлемного визира.
Для поражения наземных целей самолет может оснащаться двумя УР Х-66 или Х-23, НАР различных типов, свободнопадающими бомбами калибром до 500 кг общей массой до 2000 кг. В перегрузочном варианте самолета МиГ-23МЛД масса боевой нагрузки может достигать 4500 кг.
РАЗМЕРЫ (МиГ-23МЛ). Размах крыла 7,8/14,0 м; длина самолета 16,70 м; высота 5,77 м; площадь крыла: 37,35—34,16м2; диапазон изменения угла сгреловидности 16—72°.
МАССЫ, кг (МиГ-23МЛ): максимальная взлетная 17.800; нормальная взлетная 14.700; топлива во внутренних баках 3700 (МиГ-23М); пустого 10.845 (МиГ-23МФ).
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость у земли 1350 км/ч; максимальная скорость на болъшой высоте 2445 км/ч; посадочная скорость 240 км/ч; практический потолок 18.000 м (МиГ-23С), 15.800 (МиГ-23уБ), 17500 м (МиГ-23М), 18.500 м (МиГ-23МЛ), 19.000 м (МИГ-23МЛА); скороподъемность у земли 240 м/с (МиГ-23МЛ), 230 м/с (МиГ-23МЛД); практическая дальность без ПТБ1800 км (МиГ-23С), 1950 км (МиГ-23МЛ); перегоночная дальностъ с ПТБ 2820 км (МиГ23МЛ); длина разбега 500 м; длина пробега 750 м; максималъная эксплуатационная перегрузка 5,0 g (МиГ-23С), 7,0 3 (МиГ-23уБ), 8,0 g (МиГ-23М), 8,5 g (МиГ-23МЛ).
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. В ходе боев в Ливане летом 1982 г. истребители МиГ-23МФ сирийских ВВС выполнили с 6 по 11 июня 52 боевых вылета и провели семь воздушных боев, сбив восемь пилотируемых самолетов израилитян (в том числе пять исгребителей Локхид F-16А) и один БПЛА BQM-34, потеряв шесть машин. Истребители МиГ-23МС уничтожили два самолета Макдоннелл-Дуглас F-4Е (сирийские потери составили четыре самолета этого типа).
Во время очередного обострения положения в Ливане, зимой 1982—1983 гг. сирийские МиГ-23МЛ сбили три израильских истребителя F-15А и один F-4Е, не понеся при этом потерь.
Другим театром военных действий, на котором широко применялись МиГ-23, была Ангола, куда в 1985 г. было направлено 50 самолетов МиГ-23МФ и МиГ-23БН, пилотируемых кубинцами. В 1987 г. над северными районами Намибии самолетами МиГ-23 был сбит один истребителъ Дассо «Мираж»F.1А2. Во второй половине 1987 г. еще один самолет «Мираж»F1С2 в воздушном бою с МиГ-23МФ получил попадание ракетой Р-60 (однако сумел вернуться на базу). Кроме того, в Анголе самолетами МиГ-23 был уничтожен истребителъ ВВС ЮАР Дассо «Мираж»III и штурмовик «Импала».
Самолеты МиГ-23 различных модификаций широко использовались Ираком в войне с Ираном в 1980—1988 гт. Самолетом этого типа, вооруженным двумя управляемыми ракетами класса «воздух—поверхность», 17 мая 1987 г. был атакован и тяжело поврежден американский фрегат «Старк».
В Афганистане истребители МиГ-23МЛД советских ВВС использовались для нанесения ударов по наземным целям, а также прикрывали действия ударных самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах. Советским истребителем МиГ-23МЛД был сбит самолет F-16А ВВС Пакистана, нарушивший воздушную границу Афганистана.
В ходе войны в районе Персидского залива зимой 1991 г. исгребители США F-15С, по западным данным, сбили шесть самолетов МиГ-23, пытавшихся перелететь в Иран. В свою очередь, иракские истребители МиГ-23 сбили, как минимум, один самолет противника — истребитель-бомбардировщик «Торнадо» ВВС Италии, уничтоженный над Багдадом 18 февраля 1991 г. парой МиГ-23МФ.
|