Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-21 стр.2 | |||||
|
В 1959-1960 гт. в Москве и Тбилиси была выпущена серия истребителей МиГ-21Ф. Эти самолеты были оснащены пушками НР-30 (30 мм), НАР и бомбами на двух подкрыльевых узлах внешней подвески. Следующим этапом в эволюции МиГ-21 стало создание всепогодного фронтового истребителя (иногда классифицировался и как фронтовой истребителъ-перехватчик) МиГ-21П. Его серийными модификациями стали самолеты МиГ-21ПФ (строился в 1962—1964 гг. в Горьком и в 1964-1968 гт. на ММЗ «Знамя труда»). МиГ-21ПФ получил, также, более мощный двигателъ Р-11Ф2-300. Экспортным вариантом этого самолета стал МиГ-21ФЛ, выпускавшийся в 1965-68 гг. на ММЗ «Знамя труда», а также в Индии фирмой HAL по советской лицензии (1966— 1969 гг.). В 1964 году была создана модификация МиГ-21ПФМ с усовершенствованным двигателем Р-11Ф2С-300 (ее серийный выпуск осуществлялся в Горьком в 1964 гг. и ММЗ «Знамя труда» в 1966-68 гг.). На базе МиГ-21ПФМ в 1966 году был построен эксперименталъный самолет МиГ-21ПД с двумя подъемными двигателями и неубирающимся шасси.
В 1965 году появились истребитель МиГ-21С (серия в Горьком в 1965—1968 гг.) и фронтовой самолет-разведчик МиГ-21Р, выпускавшийся в 1965—1971 гт. в Горьком. Последней серийной модификацией МиГ-21 стал истребителъ МиГ-21бис, созданный в 1971 году и оснащенный ТРДФ Р-25-300. По сравнению с самолетами предыдущих серий он имел лучшие маневренные и разгонные характеристики, большую скороподъемность. Маневренность самолета оказалась сопоставимой с маневренными характеристиками зарубежных истребителей завоевания превосходства в воздухе четвертого поколения—F-15, F-16 и «Мираж»2000. МиГ-21бис серийно строился в г. Горьком в 1972—1974 гт. (выпущено 2030 самолетов), поставлялся ВВС СССР и ряду зарубежных стран.
Для подготовки летчиков-истребителей был создан учебно-тренировочный самолет МиГ-21у, совершивший первый полет 17 октября 1960 года (летчик-испытателъ П.М. Остапенко). Эта машина серийно строиласъ в 1962—1966 гг. на авиазаводе в Тбилиси (выпущен 181 самолет) и в 1954—1968 гг. на ММЗ «Знамя Труда» (для поставок на экспорт). УСОвершенстванная учебно-тренировочная модификация, МиГ-21уС, выпускалась в в Тбилиси в 1976—1970 гт. (347 самолетов), а в 1971 году там началась постройка самолетов МиГ-21уМ (выпущено 1133 машин этого типа). В 1993 г. АНПК МИГ совместно с Нижегородским государсгвенным авиастроительным заводом «Сокол» создало такой самолет — МиГ-21-93. Новое БРЭО, в состав которого входит БРЛС «Копье», разработанная НПК «Фазотрорн», сделало модернизированный истребитель многоцелевым. МиГ-21-93 способен вести всеракурсный воздушный бой на средних и малых дальностях с применением ракет класса «воздух—воздух» средней далъности; осуществлять высокоманевренный ближний бой с применением всеракурсных ракет и пушки; выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов и вертолетов (в том числе и находящихся в режиме висения); осуществлять воздушную разведку с использованием БРЛС; поражать как площадные, так и малоразмерные наземные (морские) цели неуправляемым оружием и корректируемыми авиабомбами (КАБ); бороться с морскими целями и РЛС противника при помощи УР класса «воздух-поверхность». В 1994 г. с правительством Индии был заключен договор о переоборудовании 120 самолетов МиГ-21бис в вариант МиГ-21-93 (АНПК МИГ выиграл тендер у израилъской фирмы «IAI», также предложившей Индии свой вариант модернизации — МиГ-21-2000). Для самолетов семейства МиГ-21 создана и более совершенная БРЛС «Суперкопье», имеющая меньшие габариты, большую дальность обнаружения и увеличенное число одновременно соровождаемых целей. На самолетах более ранних модификаций (например, МиГ-21МФ), имеющих меньший объем отсека радиолокационного оборудования, может устанавливатъся малогабаритная БРЛС «Москит». Серийный выпуск самолета МиГ-21 прекращен. Он состоит или состоял на вооружении ВВС ряда стран СНГ, а также ВВС Алжира, Анголы, Бангладеш, Болгарии, Буркина Фасо, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Эфиопии, Финляндии, Гвинеи, Венгрии, Индии, Ирака, Югославии, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Нигерии, КНДР, Вьетнама, Польши, Румынии, Сомали, Судана, Сирии, Уганды, Замбии.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.
ОБОРУДОВАНИЕ. БРЛС «Суперкопье» имеет более высокие характеристики — зоны обзора ±60° (по азимуту и углу местности), дальность обнаружения целей типа «истребитель» — 75 км, число одновременно сопровождаемых целей — 24, число одновременно обстреливаемых целей четыре, масса—85 кг. БРЛС «Москит-1», которая может быть установлена на самолетах типа МиГ-21МФ, имеет зоны обзора ±60°, дальность обнаружения цели типа «истребитель» 60 км, число одновременно обнаруживаемых и обстреливаемых целей, соответственно 12 и 4, массу 70 кг. АО РПКБ разработало для самолетов, проходящих модернизацию (в частности, МиГ-21), навигационную систему СНу, объединяющую ИНС, блок спутниковой навигации, ЦВМ, трехмерную электронную базу географических данных, средства сопряжения с другим оборудованием. Система обеспечивает возможиость длительного маловысотного полета над равнинной местностью на высоте 30-50 м (на коротких участках — до 10—30 м) в автоматическом, директором и ручном режимах. Трехмерная цветная графическая цифровая «картинка» лежащей по курсу местности может выводиться на ИЛС или на многофункциональный кабинный дисплей, на другой дисплей выводится цифровое цветное картографическое изображение. Большинство оборудования расположено в подвесном контейнере, что облегчает процесс модернизации самолета. |
||||
Главная | Самолёты ОКБ им. П.О. Сухого | Самолёеы КБ "МиГ"| МиГ-21 стр.2 |