Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | Вертолёты| Вертолёты ОКБ "Миль"

Другие сайты, посвящённые авиации:

Каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Метеоданные города Харькова

Ми-24Ми-24 В 60-х годах Ми-1 и Ми-4 оснащались ПТУР «Малютка» и «Фаланга», а также неуправляемым ракетным вооружением калибра 57 мм и 132 мм . Позже, в 1968 году, на Ми-4 сформировали комплекс вооружения К-4В. Он включал в себя, кроме штатной пулеметной установки НУВ-1, 4 ПТУР «Фаланга» и 6 блоков УБ-16 с НАР С-5 (96 шт.). Вертолет с этим комплексом прошел испытания, затем на рембазе ВВС дорборудовали около 150 машин Ми-4. Это была уже серьезная «разминка»перед Ми-24. Непосредственным толчком для создания Ми-24 послужила война во Вьетнаме, где, кроме дооснащенных вооружением «Ирокезов», появился боевой вертолет АН-1 «Кобра».
Идея транспортно-боевого вертолета принадлежит генеральному конструктору М. Л. Милю.

Он предложил создать вертолет, несущий мощный комплекс вооружения, с высокими летными характеристиками и высокой боевой живучестью, способный за счет уменьшения боевой нагрузки перевозить отделение десантников (8 человек) с личным оружием'и боеприпасами. Кроме того, этот же вертолет мог выполнять много вспомогательных функций: перевозку армейских грузов внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, эвакуацию раненых... Естественно, что вторая половина функций (транспортных) наградила вертолет несколько большими габаритами фюзеляжа, увеличила мидель и вес пустой машины. Это была плата за универсальность, зато армия получала единый вертолет вместо связки, как у американцев «Ирокез» — «Кобра». Идею восприняли не сразу, но была поддержка военных в лице военной академии им. Фрунзе и института ВВС. Михаил Леонтьевич Миль лично потратил много сил для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь.

В ОКБ прорабатывались различные схемы вертолета с одним и двумя двигателями. Окончательный выбор пал на двухдвигательный вариант. Заманчивой в нем, кроме безопасности при отказе (повреждении) одного двигателя, была и значительная унификация с ранее разработанными в ОКБ вертолетами Ми-8 и Ми-14. Это, прежде всего, двигатель ТВЗ-117 (главный конструктор С. П. Изотов), втулка и лопасти несущего винта, автомат перекоса, рулевой винт, главный редуктор и трансмиссия.

Такая преемственность обеспечивала быстрый темп разработки и освоения в серийном производстве нового вертолета Ми-24 и гарантировала высокий уровень надежностй. По составу экипажа не возникало сомнений—это должна быть двухместная машина: летчик и стрелок-оператор.
Стремление к сокращению экипажа на боевых машинах существовало всегда и везде. И, конечно, на боевых вертолетах. Может ли воевать одноместный боевой вертолет? Сразу отвечу: нет. Можно автоматизировать многие процессы, значительно сократить нагрузку на летчика, но вряд ли удастся создать средства, позволяющие освободить летчика от пилотирования на предельно малой высоте (10 —15 м). С другой стороны, распознавание целей на фоне земли и принятие решения об их уничтожении также должен делать человек! Всю эту «арифметику» прошли американцы, создавая проект легкого боевого вертолета «Comanche», и результат мы видим — вертолет строится в 2-местном варианте. <\p>

Итак, два человека, два двигателя, кабина десанта, крыло, несущее вооружение — вот исходные данные для компоновки. Вертолет Ми-24 впервые поднялся в воздух 19 сентября 1969 г., всаго через год с момента выхода постановления о его соэдании (май, 1968г.). По ТТТ заказчика на вертолете должно было быть установлено новейшее вооружение. Это, вопервых, комплекс ПТУР «Штурм-В» со сверхзвуковыми ракетами «Штурм» (4—8 шт.) с полуавтоматической системой наведения.

Во-вторых, подвижная установка с высокотемпным крупнокалиберным пулеметом ЯкБ-12,7 (Якушев—Борзов). Подвижность установки +60* по азимуту и +20 — 35град по углу места. Темп пулемета 4000—4500 выстр./мин., боекомплект 1500 патронов. При управлении установкой вычислительная система вертолета должна обеспечивать выработку упреждающих угловых поправок.
В-третьих, система неуправляемого ракетного вооружения с ракетами различного калибра. Кроме того, предусматривалось использование различных видов съемного вооружения, в том числе бомб и баков с зажигательной смесью.
В связи с тем, что большая часть из перечисленного была новой и требовала времени на создание, Миль решил на первых вариантах вертолета установить вооружение и прицельные СИСТеМЫ, апробированные в комплексе К-4В (Ми-4). Так возникла компоновка первого варианта Ми-24, который был запущен в серийное производство на Арсеньевском механическом заводе «Прогресс» и получивший наименование Ми-24А.

От самого первого прототипа Ми-24 его отличало несколько измененная кабина экипажа (приспособленная под перспективный комплекс вооружения) и крыло увеличенного размаха, с отрицательным поперечным «V»= -12град и концевыми пилонами для крепления пусковых установок ПТУР «Фаланга» и «Штурм». Ми-24А выпускались в течение 5 лет, их было построено более 200. Эксплуатация машин, включая и несение боевой службы, внесла неоценимый вклад в дальнейшее совершенствование вертолета, его доводку и повышение надежности. Она также позволила готовить летчиков и наземных специалистов, причем нетолько в нашей стране.

Опыт применения Ми-24А выявил, в частности, серьезный недостаток: неудовлетворительный обзор из кабины летчика. Поэтому при окончательном размещении нового прицельного оборудования и вооружения носовая часть претерпела второе, коренное изменение: летчика и оператора разместили в изолированных кабинах, расположенных тандемно, на разных уровнях. Подвижную установку с высокотемпным пулеметом ЯкБ-12,7, управляемую дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АВ, разместили в передней части кабины оператора, в негерметичной зоне. Патронный ящик, находившийся на Ми-24А внутри кабины летчика, был установлен также изолированно, ниже пола кабины летчика и обслуживался снаружи.

Одновременно решалась еще одна задача: требовалось обебпечить широкий сектор обзора (±60град по азимуту) прибору наблюдения оператора «Радуга» без затененйя элементами конструкции и такой же сектор для антенны командной радиолинии управления. Решение было найдено размещением этих двух систем по обоим бортам ниже обвода кабины (пулеметной установки). Так сложился облик кабины экипажа и всего вертолета Ми-24Д и Ми-24В. В таком виде они прошли государственные испытания и выпускались серийно.

Ми-24Д, как уже отмечалось, отличался от «А» наличием комплекса ПТУР «Фаланга—П» с полуавтоматической системой наведения «Радуга—Ф», что повысило вероятность попадания ПТУР в цель приблизительно в 2 раза. Кроме того, гиростабилизированный прибор наведения позволил вертолету маневрировать в пределах ±60град. по курсу при наведении ракеты на цель, что существенно повышало его боевую эффективность.
При появлении на Ми-24Д дистанционно управляемой пулеметной устанрвки УСПУ-24 была реализована возможность автоматизации введения поправок при стрельбе. В состав системы вошел аналоговый вычислитель, сопрягаемый с системой бортовых датчиков. Неуправляемое вооружение на Ми-24Д сохранилось в том же виде, что и на Ми-24А.

Переход к окончательному варианту Ми-24В определился лишь сроком разработки нового комплекса ПТУР «Штурм-В». Следует отметить, что «Штурм-В» рассматривался как вертолетный вариант наземного комплекса «Штурм-С». Однако случилось так, что сначала появился именно вертолетный вариант. Кроме этого комплекса, на Ми-24В установили автоматический прицел летчика АСП-17В, являющийся модификацией прицела, разрабатываемого для Су-17. Итак, основные работы по созданию армейского транспортно-боевого вертолета были завершены, и постановлением правительства в марте 1976 года Ми-24Д и Ми-24В приняты на вооружение. Ми-24 долго являлся мощным и эффективным боевым вертолетом. За его создание группа основных участников разработки, в том числе генеральный конструктор М. Н. Тищенко, отмечены Ленинской премией.

На этом, однако, работы над Ми-24 не завершились. Наличие большой кабины десанта предопределило создание вспомогательных модификаций.
Главные из них:
— Ми-24Р — разведчик химической и радиационной обстановки. Он прошел боевое крещение при определении масштабов бедствия после аварии на Чернобыльской АЭС;
— Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолет, разработанный для сухопутных войск. Но всё же главное направление дальнейшей работы над Ми-24—повышение его боевой эффективности, огневой мощи.

Как было сказано выше, стрелковое оружие на Ми-24Д и В представлено подвижной установкой с высокотемпным пулеметом ЯкБ-12, 7. Для наращивания огневой мощи разработаны контейнеры ГУВ, которые имели два варианта оснащения: либо один пулемет ЯкБ-12,7 и по два также высокотемпных пулемета ТКБ-621 калибра 7,62 мм, либо автоматический гранатомет «Пламя» калибра 30 мм. ВпосЛеДСТВИИ на Ми-24 нашли применение универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23 (Грязев—Шипунов) калибра 23 мм, разработанные в ОКБ им. А. С. Яковлева для самолетов.

И все же военных не оставляла идея установки на вертолете несъемного пушечного вооружения калибра 30 мм. Компоновка вертолета, сложившаяся к тому времени, не позволяла разместить на Ми-24 подвижиую пушечную установку такого калибра. Поэтому было принято решение о вооружении его неподвижной пушечной установкой. Ми-24П с пушкой ГШ-ЗОК с удлиненными стволами прошел проверку в небе Афганистана и получил высокую оценку летных экипажей. Независимо от отношения к этой войне нужно сказать, что наш контингент войск, оказавшийся в Афганистане, попал в чрезвычайно сложные условия как военные, так и климатические. В этих условйях Ми-24 показал себя как грозная, надежная машина. Последней модификацией Ми-24, поступившей в серийное производство, стал Ми-24ВП, который отличается от Ми-24В заменой подвижной пулеметной уста-новки УСПУ-24 на подвижную пушечную установку с пушкой ГШ-23.

Кроме модернизации стрелкового оружия, шло наращивание мощи ракетного вооружения. С вертолета снято неуправляемое ракетное оружие калибра 57 мм (С-5), взамен которого применяются ракеты семейства С-8, С-13 и С-24. Таким образом, жизнь Ми-24 продолжается. Далеко еще не исчерпаны возможности улучшения его летных и боевых характеристик. И все же техника стареет физически и морально, и наступит такой момент, когда дальнейшая модернизация становится уже нецелесообразной, должен прийти на смену новый объект, боевой вертолет нового поколения. Евгений Яблонский, заместитель главного конструктора. Крылья Родины 8-1995г.

Главная | Вертолёты| Вертолёты ОКБ "Миль"
Hosted by uCoz