Главная | 2 мировая | Бомбардировщики СССР | |||||
|
Отчет по испытаниям, где самолету давалась отличная оценка, все-таки появился на свет. Нарком Шахурин получил выговор за то, что не настоял на продолжении выпуска бомбардировщика, конструктор Туполев был удостоен Государственной премии первой степени, но решение о снятии Ту-2 с производства отменять не стали. Лишь через год производство самолета возобновили на другом заводе. Ну а вынужденную передышку конструктор использовал для доводки и совершенствования своей машины, для разработки новых ее вариантов. Именно в это время появился и разведчик Ту-2Р: от базового самолета он отличался наличием в бомбоотсеке дополнительного бензобака и фотооборудования. Этот самолет также строился серийно и состоял на вооружении с 1943 года. Ту-2 вполне отвечал требованиям даже первых послевоенных лет и выпускался до 1948 года, хотя в боевых действиях Великой Отечественной успели принять участие лишь 800 самолетов этого типа. В предвоенный период сложилось мнение, что авиации необходим специальный самолет-разведчик, тем не менее хорошего разведчика к началу боевых действий у нас не оказалось. Однако выход был найден достаточно быстро. Выяснилось, что очень хорошим разведчиком может стать бомбардировщик Пе-2, оснащенный фотоаппаратурой, что могли сделать даже в полевых условиях фронтовые авиамеханики. Вскоре из таких Пе-2 стали даже формировать и отдельные разведывательные авиаполки. В 1943 году начали серийный выпуск специального разведывательного варианта — Пе-2Р. Неплохим разведчиком стал и Пе-3Р на базе истребителя Пе-3. Переделать бомбардировщик в разведчика было достаточно просто: в бомбоотсеке устанавливали фотоаппарат и при необходимости дополнительный бензобак. В зависимости от обстановки на фронте таким способом переоборудовали в разведчики двухмоторные бомбардировщики самых разных типов. В частности, для разведки использовался американский двухмоторный Б-25 «Митчелл» фирмы «Норт-Америкен», который в годы войны в небольших количествах поставлялся в нашу страну по ленд-лизу. Еще один двухмоторный американский бомбардировщик А-20Ж «Бостон» использовали для ведения разведки нашим Военно-Морским Флотом. Так, в мае 1943 года А-20Ж, управляемый командиром разведывательного полка полковником Н. Г. Павловым, впервые за время войны совершил полет на фотографирование военно-морской базы Нарвик в глубоком тылу противника, в Северной Норвегии. Однако для ведения дальней разведки на море более удачным оказался бомбардировщик С. В. Ильюшина Ил-4. Конечно, он уступал в скорости и Ту-2 и «пешке», но в условиях слабого истребительного противодействия, характерного для морского театра военных действий, малая скорость не была большим недостатком. Важнее было то, что Ил-4 могли находиться в воздухе 7-9 часов, обследуя значительные участки поверхности моря, а в случае необходимости поражать обнаруженную цель бомбами. Таким образом, двухмоторные бомбардировщики в годы войны взяли на себя функции разведчиков. Следует заметить, что специальные разведчики не имели перед ними больших преимуществ, гораздо более простым и эффективным решением была установка дополнительного бензобака и фотоаппаратов в бомбоотсеке стандартного бомбардировщика. Примерно так же поступали и паши противники, используя для разведки бомбардировщики «Юнкерс-88», «Хейнкель-111», «Дорнье-17», и наши союзники, применявшие для разведки практически все типы серийных двухмоторных бомбардировщиков. Как показал опыт войны, такие разведчики чаще всего служили интересам бомбардировочной авиации: для поиска целей и фиксирования результатов бомбометания, то есть для решения тактических задач. Но к концу войны у воздушных фотографов появились и дальние стратегические цели. Именно таким объектом для Ту-2Р, взлетавших из-под Смоленска, стал в 1944 году Берлин. Учитывая изменение задач разведывательной авиации, в 1946 году в ОКБ А. Н. Туполева на базе Ту-2Р был разработан Ту-6, отличавшийся увеличенным размахом крыла, большей дальностью полета и усовершенствованным фотооборудованием. Появились в послевоенные годы и другие специальные разведчики, например, двухмоторный двухбалочный корректировщик Су-12 П. О. Сухого. Самолет оснащался такими же моторами, как и Ту-2, обладал хорошими летными данными, вполне соответствовал своему назначению, но серийно не строился, как, впрочем, и Ту-6. А роль разведчиков в послевоенные годы вновь взяли на себя серийные двухмоторные бомбардировщики, теперь уже реактивные.
ДВУХМОТОРНЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК-РАЗВЕДЧИК ТУ-2Р Фюзеляж-полумонокок состоял из трех частей: носовой, средней и хвостовой. В его силовую схему входили четыре лонжерона, шпангоуты и толстая дюралюминиевая обшивка. Шасси самолета — трехстоечное, с хвостовым колесом, убирающееся. Управление жесткое, вся проводка управления состояла из трубчатых тяг и качалок. Силовая установка — два звездообразных четырнадцатицилиндровых двухрядных двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН. В экипаж самолета входили: пилот, штурман, сидевший сзади и чуть справа от пилота для лучшего обзора, стрелок-радист (его кабина располагалась непосредственно за крылом) и стрелок, защищавший заднюю нижнюю полусферу. В распоряжении стрелков и штурмана были три пулемета УБТ калибра 12,7 мм. Кроме того, в центроплане у бортов фюзеляжа размещались две пушки ШВАК калибра 20 мм. В варианте бомбардировщика Ту-2 брал на борт от 1 до 3 т бомб. |
||||
Главная | 2 мировая | Бомбардировщики СССР |