Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | 2 мировая | Бомбардировщики СССР

Другие сайты, посвящённые авиации:

Каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Метеоданные города Харькова

ДБ-3ДБ-3 1935 год. На летные испытания выходит опытный экземпляр дальнего бомбардировщика конструкции С. В. Ильюшина ЦКБ-26. Этот самолет благодаря рационально выбранным параметрам (площади крыла и его размаху, а также совершенной аэродинамике) оказался не только дальним, но и скоростным бомбардировщиком. Максимальная скорость его полета составляла 380-390 км/ч на расчетной высоте 4600 м.

Машина отлично прошла заводские летные испытания. После незначительных конструктивных изменений она получила название ЦКБ-30 и под индексом ДБ-3 была принята на вооружение Военно-Воздушных Сил. На этом самолете летчик-испытатель В. К. Коккинаки в 1936 году установил ряд мировых рекордов. Он поднял груз 500 кг на высоту 12816 м, а груз 2 тыс. кг - на высоту 11005 м, превысив предыдущий рекорд итальянцев на 2567 м. Рекорд Коккинаки просуществовал 10 лет и был перекрыт только в 1946 году американцами на "Боинге-Б-29".

В 1937-1939 годах В. К. Коккинаки выполнил три больших перелета на ДБ-3, показав всему миру, какой замечательный самолет создан у нас в стране. 26 августа 1937 года этот летательный аппарат с грузом 1000 кг на дистанции 5000 км по маршруту Москва - Севастополь - Свердловск - Москва показал среднюю скорость 325,3 км/ч. Почти через год, в конце июня 1938 года, В. К. Коккинаки, штурман А. М. Бряндинский на самолете ДБ-3 со снятым вооружением, называвшимся "Москва", осуществили беспосадочный перелет Москва - Спасск - Дальний на дистанцию 7580 км со средней скоростью 307 км/ч. В середине 1939 года на том же самолете В. К. Коккинаки со штурманом М. X. Гордиенко совершил первый перелет советских летников через Атлантику из Москвы в США. Было преодолено 8 тыс. км до острова Мискоу со средней скоростью 348 км/ч.

Коллектив конструкторов, возглавляемый С. В. Ильюшиным, непрерывно работал над развитием и улучшением конструкции серийного ДБ-3. На одном из опытных экземпляров этого самолета вместо двигателей М-85 мощностью 800 л. с., строившихся по лицензии согласно чертежам французского двигателя "Гном-Рон-14К", были применены более мощные двигатели М-86 - 950 л. с. Вследствие этого скорость полета машины увеличилась до 400 км/ч. Перед войной, в 1938-1939 годах, самолет ДБ-3 был еще более усовершенствован, и в 1940 году этот вариант дальнего бомбардировщика под названием ДБ-ЗФ был запущен в крупносерийное производство. В действующую армию он попал только к концу 1941 года. Таким образом, в первые месяцы войны наши летчики, кроме ряда других машин, использовали для боевых операций против гитлеровских захватчиков и двухмоторные боевые машины ДБ-3.

Это цельнометаллический двухмоторный моноплан с низко расположенным свободнонесущим крылом. Обшивка самолета - металлическая, гладкая. Пулеметные турели имеют закрытые прозрачные обтекатели, фонари пилота сдвигаются назад, шасси убираются в моторные гондолы. На крыле размещены два мотора М-85 мощностью по 800 л. с., закрытые кольцевыми капотами и снабженные металлическими трехлопастными винтами с фиксированными углами установки лопастей. Крыло - двухлонжеронное, состоит из пяти частей: центроплана, наглухо соединенного с фюзеляжем, двух моторных отсеков, а также шасси и двух отъемных консолей, где во внешней части, вблизи задней кромки, подвешены элероны. Профиль крыла - "Кларк-У", у корня его относительная толщина - 16%, у конца - 10%.

Фюзеляж - типа полумонокок с эллиптическим поперечным сечением. Каркас фюзеляжа образован набором из 37 шпангоутов и из большого числа стрингеров. Обшивка - листовой дюралюминий, работает на изгиб и на кручение. Фюзеляж состоит из четырех неразъемных частей. Это кабина штурмана, кабина летчика, бомбовый отсек и задняя часть - кабина радиста, которая стыкуется в своем хвостовом участке с килем. Кабина летчика закрыта фонарем.

В хвостовой части фюзеляжа сверху размещена задняя турель с пулеметом ШКАС-7,62 мм, которым пользуется стрелок-радист. В случае необходимости он может производить стрельбу и из нижней люковой установки, где размещен также пулемет ШКАС-7,62 мм, но на шкворне. Нормальное бомбовое вооружение самолета составляет 1000 кг, максимально возможная бомбовая нагрузка - до 2500 кг. Бомбы размещаются в фюзеляже и в наружной подвеске, на семи балочных бомбодержателях, ориентированных по полету и размещенных на оси фюзеляжа, на корневых нервюрах центроплана и на консольных нервюрах.

Оперение - однокилевое, свободнонесущее. Профиль горизонтального и вертикального оперения - симметричный М2, относительной толщины 8%. Стабилизатор - двух-лонжеронной конструкции, симметричного профиля, с гладкой металлической обшивкой. Рули высоты и руль направления имеют полотняную обшивку, снабжены аэродинамической и весовой компенсацией, имеют триммеры, управляемые летчиком. Триммеры руля высоты обшиты тонким дюралюминием.

Окраска у первых опытных самолетов ДБ-3 была серебристая. Самолет, на котором был совершен перелет через Атлантику, имел снизу крыла вдоль всего размаха надпись черными буквами: "Москва". Боевые самолеты ДБ-3 имели окраску: снизу - голубую, сверху - зеленую. На киле и с обеих сторон крыльев наносились красные звезды.
Основные данные ДБ-3 следующие:
размах - 21,4, м; длина - 14,22 м; площадь крыла 65,6 м2; вес пустого - 4778 кг; нормальный полетный вес - 7000 кг; максимальная скорость 400 км/ч на высоте 4500 м; вертикальная скорость - 6,4 м/сек на высоте 3000 м; практический потолок - 8400 м; дальность полета при бомбовой нагрузке в 500 кг - 4000 км на скорости 315 км/ч. И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук. "Моделист-Конструктор" 1972, №10

Главная | 2 мировая | Бомбардировщики СССР
Hosted by uCoz