Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | 2 мировая | Бомбардировщики СССР

Другие сайты, посвящённые авиации:

Каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Метеоданные города Харькова

Ту-2Ту-2 Авиацией Калининского фронта, где проходили поисковые испытания Ту-2, командовал М. М. Громов. По воспоминаниям наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина, Громов был человеком основательным и неторопливым в выводах. Ту-2 успешно воевал, получал хорошие отзывы летчиков, но отчета по испытаниям, на основании которого можно было бы развернуть массовый выпуск самолета, все не было, и к Сталину никаких сообщений о Ту-2 не поступало. А Верховный спешил, нервничал, и в конце концов, несмотря на возражения Шахурина, выпуск Ту-2 прекратили. Завод перевели на изготовление истребителей.

Отчет по испытаниям, где самолету давалась отличная оценка, все-таки появился на свет. Нарком Шахурин получил выговор за то, что не настоял на продолжении выпуска бомбардировщика, конструктор Туполев был удостоен Государственной премии первой степени, но решение о снятии Ту-2 с производства отменять не стали. Лишь через год производство самолета возобновили на другом заводе. Ну а вынужденную передышку конструктор использовал для доводки и совершенствования своей машины, для разработки новых ее вариантов. Именно в это время появился и разведчик Ту-2Р: от базового самолета он отличался наличием в бомбоотсеке дополнительного бензобака и фотооборудования. Этот самолет также строился серийно и состоял на вооружении с 1943 года.

Ту-2 вполне отвечал требованиям даже первых послевоенных лет и выпускался до 1948 года, хотя в боевых действиях Великой Отечественной успели принять участие лишь 800 самолетов этого типа. В предвоенный период сложилось мнение, что авиации необходим специальный самолет-разведчик, тем не менее хорошего разведчика к началу боевых действий у нас не оказалось. Однако выход был найден достаточно быстро. Выяснилось, что очень хорошим разведчиком может стать бомбардировщик Пе-2, оснащенный фотоаппаратурой, что могли сделать даже в полевых условиях фронтовые авиамеханики.

Вскоре из таких Пе-2 стали даже формировать и отдельные разведывательные авиаполки. В 1943 году начали серийный выпуск специального разведывательного варианта — Пе-2Р. Неплохим разведчиком стал и Пе-3Р на базе истребителя Пе-3. Переделать бомбардировщик в разведчика было достаточно просто: в бомбоотсеке устанавливали фотоаппарат и при необходимости дополнительный бензобак. В зависимости от обстановки на фронте таким способом переоборудовали в разведчики двухмоторные бомбардировщики самых разных типов. В частности, для разведки использовался американский двухмоторный Б-25 «Митчелл» фирмы «Норт-Америкен», который в годы войны в небольших количествах поставлялся в нашу страну по ленд-лизу. Еще один двухмоторный американский бомбардировщик А-20Ж «Бостон» использовали для ведения разведки нашим Военно-Морским Флотом. Так, в мае 1943 года А-20Ж, управляемый командиром разведывательного полка полковником Н. Г. Павловым, впервые за время войны совершил полет на фотографирование военно-морской базы Нарвик в глубоком тылу противника, в Северной Норвегии.

Однако для ведения дальней разведки на море более удачным оказался бомбардировщик С. В. Ильюшина Ил-4. Конечно, он уступал в скорости и Ту-2 и «пешке», но в условиях слабого истребительного противодействия, характерного для морского театра военных действий, малая скорость не была большим недостатком. Важнее было то, что Ил-4 могли находиться в воздухе 7-9 часов, обследуя значительные участки поверхности моря, а в случае необходимости поражать обнаруженную цель бомбами.

Таким образом, двухмоторные бомбардировщики в годы войны взяли на себя функции разведчиков. Следует заметить, что специальные разведчики не имели перед ними больших преимуществ, гораздо более простым и эффективным решением была установка дополнительного бензобака и фотоаппаратов в бомбоотсеке стандартного бомбардировщика. Примерно так же поступали и паши противники, используя для разведки бомбардировщики «Юнкерс-88», «Хейнкель-111», «Дорнье-17», и наши союзники, применявшие для разведки практически все типы серийных двухмоторных бомбардировщиков. Как показал опыт войны, такие разведчики чаще всего служили интересам бомбардировочной авиации: для поиска целей и фиксирования результатов бомбометания, то есть для решения тактических задач.

Но к концу войны у воздушных фотографов появились и дальние стратегические цели. Именно таким объектом для Ту-2Р, взлетавших из-под Смоленска, стал в 1944 году Берлин. Учитывая изменение задач разведывательной авиации, в 1946 году в ОКБ А. Н. Туполева на базе Ту-2Р был разработан Ту-6, отличавшийся увеличенным размахом крыла, большей дальностью полета и усовершенствованным фотооборудованием. Появились в послевоенные годы и другие специальные разведчики, например, двухмоторный двухбалочный корректировщик Су-12 П. О. Сухого. Самолет оснащался такими же моторами, как и Ту-2, обладал хорошими летными данными, вполне соответствовал своему назначению, но серийно не строился, как, впрочем, и Ту-6. А роль разведчиков в послевоенные годы вновь взяли на себя серийные двухмоторные бомбардировщики, теперь уже реактивные.

ДВУХМОТОРНЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК-РАЗВЕДЧИК ТУ-2Р
Самолет выполнен по схеме среднеплана, считавшейся наиболее подходящей для скоростного бомбардировщика, поскольку такое расположение крыла обеспечивало минимальное аэродинамическое сопротивление, а центроплан, «протыкавший» фюзеляж насквозь, не мешал размещению большого бомбоотсека. Кессонное крыло состояло из центроплана, выполненного зацело с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. На центроплане располагались мотогондолы и главные стойки шасси. Кессон образован передней стенкой, главным лонжероном и толстой обшивкой, подкрепленной изнутри листами с продольным гофром. Стык консолей с центропланом — фланцевый. Крыло снабжалось посадочными щитками Шренка, отклонявшимися на 15º на взлете и на 55º при посадке.

Фюзеляж-полумонокок состоял из трех частей: носовой, средней и хвостовой. В его силовую схему входили четыре лонжерона, шпангоуты и толстая дюралюминиевая обшивка. Шасси самолета — трехстоечное, с хвостовым колесом, убирающееся. Управление жесткое, вся проводка управления состояла из трубчатых тяг и качалок. Силовая установка — два звездообразных четырнадцатицилиндровых двухрядных двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН. В экипаж самолета входили: пилот, штурман, сидевший сзади и чуть справа от пилота для лучшего обзора, стрелок-радист (его кабина располагалась непосредственно за крылом) и стрелок, защищавший заднюю нижнюю полусферу. В распоряжении стрелков и штурмана были три пулемета УБТ калибра 12,7 мм. Кроме того, в центроплане у бортов фюзеляжа размещались две пушки ШВАК калибра 20 мм. В варианте бомбардировщика Ту-2 брал на борт от 1 до 3 т бомб. В. Кондратьев, инженер. "Моделист-Конструктор" 1987, №7

Главная | 2 мировая | Бомбардировщики СССР
Hosted by uCoz