Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | He 100 cтр.2 | He 100 cтр.3 | FW-190 | Не копируя немцев |

Другие сайты, посвящённые авиации:

Иллюстрированный каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Хейнкель "He 100"

Этот истребитель, созданный накануне второй мировой войны, вот уже более полувека остается загадочным самолетом, так и не раскрывшим до конца свои тайны. И не только для любителей авиации в нашей стране. Многае маститые зарубежные историки авиации так и не смогли узнать всей правды об этой машине. Дело в том, что после войны за рубежом не осталось почти никаких документов по истребителю Не 100, не говоря уже о реальных самолетах, уничтоженных в ходе воздушных налетов авиации союзников.
Истребитель Хейнкель Не 100 создавался как высокоскоростной боевой самолет и отличался от других машин подобного класса испарительной системой охлаждения двигателя. Первый полет опытного Не 100 V-1 был совершен 22января 1938 г. На втором прототипе Не 100 V-2 Эрнст Удет 5 июня 1938 г. установил международный рекорд скорости на базе 100 км - 634,7 км/ч. Не100V-8 специалыю готовился к побитию абсолютного мирового рекордаскорости на базе 3 км, был оснащен форсированным двигателем,имел крыло уменьшенной площади.
Опытный Не 100 V-9 был первым вооруженным истребителем, на котором, как утверждалось, стояла 20-мм пушка MGFF, стреляющая сквозь втулку воздушного винта, и два крыльевых 7,92-мм пулемета MG17. Впрочем, в данной конфигурации самолет просуществовал недолго и был разрушен в ходе статических испытаний. Более извеcтным из всех опытных «Хейнкелей» оказался HE 100 V-10, хотя он никогда и не летал, так как с самого начала не предназначался для летных испытаний. Зато впоследствии на него установили короткое крыло и гоночный фонарь пилотской кабины, «загримировали» под рекордный HE 100 V-8 и передали в Мюнхенский музей истории техники. Здесь самолет провисел под потолком выставочного зала до 1944 года и был уничтожен вместе с музеем во время одной из бомбежек.
Осенью 1939г. немцы построили три предсерийных истребителя He 100D-0, а затем 12 He 100 D-1. Но, как известно, Не 100 так и не был принят на вооружение. Всю войну самолеты простояли на авиационном заводе Хейнкеля в Мариэне, где, как считалось, они выполняли функцию истребителей-перехватчиков объектовой ПВО. При этом им так и не удалось принять участие ни в одном воздушном бою.
He 113
Самой же известной операцией, в которой «Хейнкелям» довелось поучаствовать, стала кампания дезинформации, проведенная немцами весной 1940 года. В ходе ее девятка He 100 D-1 под вымышленным обозначением Не 113 разыгрывала роль боевых соединений новых истребителей люфтваффе. При этом машины часто перекрашивали, а некоторые из них даже получали значки несуществующих воздушных побед.
Впрочем, эта «деза» вскоре была раскрыта и интерес к пресловутому Не 113 постепенно сошел на нет. Однако у «Хейнкелей» была еще одна тайна, о которой до сих пор мало кто знает. И эту тайну, как ни странно, хранили не только немцы, но и русские. А касалась она стрелково-пушечного вооружения Не 100. Причем, специально эту тайну мы не хранили, а просто-напросто не придали ей никакого значения, а затем основательно о ней забыли. Недавно с этим вопросом удалось разобраться, да и то лишь благодаря тому, что в фондах ОНТИ ЦАГИ сохранились технические описания Не 100.
Как известно, вскоре после подписания пакта «Молотова-Риббентроппа», между двумя странами была достигнута договоренность о торгово-экономическом сотрудничестве, по которой Германия в обмен на продовольствие и сырье обязывалась поставлять нам промышленное оборудование и образцы военной техники. В Германию была направлена большая делегация специалистов. В нее входила авиационная группа, возглавляемая заместителем наркома авиационной промышленности А. С. Яковлевым.
В ходе ознакомления с деятельностью немецкой авиапромышленности было принято решение о закупке самолетов: Ju 88, Dо 215, Вf 109, Вf 110, Не 58 и Не 100, который произвел на Яковлева особо сильное впечатление. После отбытия основной части делегации в Москву руководство авиационной группой было поручено начальнику ЦАГИ И.Ф.Петрову, которому и пришлось осуществлять закупку вышеперечисленной техники.
О том, как мы приобретали истребители Хейнкеля, Иван Федорович рассказал буквально следующее:
«Первым из рекомендованных самолетов мы покупали Не 100 — самый скоростной по тем временам истребитель в мире. Сговорившись в кабинете главного конструктора о цене, мы пошли на заводской аэродром. Из ангара нам вывели самолет, предложили осмотреть. С. П. Супрун залез в кабину и, за 15 минут ознакомившись с приборами и управлением самолета, попросил меня: «Дядя Ваня, проверь». Я его проверил, нашел, что он все разобрал правильно. Мы завели мотор, послушали — все в порядке, обратились к немцам: можно, мол, вывозить на старт. И тут началась тихая паника: немцы забегали по ангару, стали куда-то звонить и через полчаса объявили нам, что есть очень строгая инструкция, подписанная самим Герингом, по которой к полетам на Не 100 допускаются только летчики, прошедшие трехмесячную подготовку. Мы заявили, что наш Супрун — летчик-испытатель и для него не требуется специального обучения. Они снова забегали и еще через полчаса сказали, что могут разрешить нам полет только при условии, что мы оплатим стоимость самолета в случае, если мы его разобьем. Я подписал это предъявление, но самолет опять не буксируют на взлетную полосу.
Через некоторое время мне приносят письмо, в котором оговаривалось, что в случае катастрофы фирма не несет ответственности за жизнь летчика. Ничего, не говоря Супруну, я подписываю и это обязательство. После этого самолет наконец-то вывезли на ВПП. Супрун блестяще провел полет, выполнив ряд фигур высшего пилотажа, которых не делали немецкие летчики при заводских испытаниях. Его встретили аплодисментами и понесли на руках в столовую. Здесь хозяин фирмы старик Хейнкель устроил в честь Супруна банкет. В ознаменование столь акробатического полета он предложил своеобразный салют: после каждого выпитого тоста рюмки били о лист 10-мм авиационной фанеры. К концу банкета у этого листа выросла довольно большая куча битого хрусталя».
И.Ф.Петров по личному указанию Сталина имел возможность распоряжаться наличными деньгами в сумме миллиона немецких марок, что сыграло при закупках авиатехники немаловажную роль. Интересно отметить и тот факт, что одновременно с советской делегацией на заводы Хейнкеля прибыли и японские специалисты с аналогичной целью, и немецкой службе безопасности пришлось проявить массу изворотливости для того, чтобы две группы из противостоящих держав случайно не пересекались и не попали на глаза друг к другу. Кстати, Не 100 настолько понравился японским представителям, что они не только приобрели 3 самолета, но и закупили лицензию на его выпуск. Правда,организовать у себя производство они так и не смогли, но некоторые черты Не 100 прослеживаются в конструкции истребителя Кавасаки Ки61, принятого на вооружение в 1943 году.
Советские же специалисты довольно быстро пришли к выводу о том, что Не 100 более напоминает спортивный самолет, нежели настоящий боевой истребитель, и интерес к нему быстро сошел на нет.
Между тем, во всех наших предвоенных справочниках, плакатах и таблицах по зарубежным военным самолетам, предназначенным для службы ПВО, неизменно присутствовали силуэты «Хейнкеля 113», представленного одним из основных истребителей люфтваффе. Поэтому неудивительно, что с первых дней войны потоком шли сообщения фронтовых пилотов о боях с истребителями Хейнкеля. Возможно, за них принимали итальянские «Макки» или финские «Мораны», или просто «Мессершмитты» в непривычной окраске (известно, что разные типы камуфляжа могут по-разному искажать форму машины). Только к 1943 году стало окончательно ясно, что никаких Не 113 на фронте нет, и о самолете надолго и прочно забыли. "Крылья Родины". №1/95. "Хйнкель" 100 раскрывает тайны. В.Бакурский

Главная | He 100 cтр.2 | He 100 cтр.3 | FW-190 | Не копируя немцев |
Hosted by uCoz