Другие сайты, посвящённые авиации:
Иллюстрированный каталог авиацииа>
Авиационные страницыа>
Уголок неба
Рейтинг военных ресурсов
Авиачертежи
Лётчики об авиации
|
Мессершмитт Bf.109K "Курфюрст"
Осенью 1944 года Министерство авиации фашистской Германии совместно с Министерством Вооружений объявило программу массового производства истребителей. Все силы авиапромышленности были брошены на массовое производство истребителей — самолеты других категорий могли выпускаться только в порядке исключения. По замыслу гитлеровской верхушки единственным способом задержать стремительное продвижение войск и вернуть утраченное превосходство в воздухе как на Востоке, так и на Западном фронте было — заполнить все воздушное пространство над Германией невиданным количеством истребителей, способных к тому же нести бомбы и атаковать наземные цели.
Одновременно с принятием такой программы было решено максимально упростить технологию и удешевить производство изготавливаемых в серии машин, уменьшить количество вариантов и ввести все изменения и доработку, диктуемые эксплуатацией. Для истребителей типа
Bf.109 было решено выпускать новый вариант Bf.109K.
Предсерийные машины Bf.109K - 0 появились в сентябре 1944 года. Они отличались от серии G увеличенным капотом двигателя, под которым размещались пулеметы MG151/15 калибра 15 мм. Фонарь с упрощенным переплетом стал стандартным. На самолете стоял двигатель Даймлер-Бенц DB605DB с устройством GM-1 для впрыска закиси азота и пушка Рейнметалл Борзиг МК108 калибра 30 мм вместо 20-мм и 2 пулеметов калибра 15 мм. Однако это вооружение оказалось слишком тяжелым, а мотор с устройством GM-1 себя не оправдал. Поэтому серийные машины Bf.109K - 4, которые начали поступать в части с октября 1944 года, летали с двигателем DB605DB. Этот двигатель использовал бензин с октановым числом 87 в варианте DB605ОBM и бензин с октановым числом 96 в варианте DCM; он был снабжен устройством MW-50для впрыска в цилиндры смеси воды и метанола для кратковременного повышения мощности. Бак на 118 литров смеси размещался за кабиной пилота и при необходимости мог использоваться как дополнительный топливный бак. Мощность двигателя DB605DCM на взлете составляла 1800л.с., на номинальном режиме на высоте 7700 м — 1030 л.с. и на боевом режиме — 1150л.с. на высоте 8000 м. Вооружение сократилось до пушки МК108 калибра 30 мм с боезапасом 65 снарядов и двух пулеметов MG131 калибра 13 мм над мотором с боезапасом по 300 патронов на ствол. Форма капота двигателя несколько изменилась из-за большого двухступенчатого механического компрессора на боковой части двигателя. На самом фонаре упрощенной формы переплета имелась дополнительная бронеспинка за головой пилота. Однако эта бронеспинка препятствовала аварийному сбросу фонаря и затрудняла покидание машины в аварийной ситуации. Задняя часть фюзеляжа и оперение у большинства машин были деревянными, причем киль и руль направления были несколько увеличены. Хвостовое колесо убиралось и имело больший ход амортизатора, а ниши колёс после уборки шасси закрывались щитками для улучшения обтекания нижней части крыла. Однако из-за производственных соображений эти створки стояли далеко не на всех машинах. Обтекатели за нишами на верхней поверхности крыла были облагорожены.
В начале октября 1944 года первый Bf.109K - 4 появились в истребительной эскадре JG27. Масштабы производства самой конструкции были в этот период достаточно большими, но с поставками двигателей были перебои. В ноябре 1944 года эти самолеты начали поступать и в другие части. В общем самолет этот можно считать достаточно удачным, но к этому времени превосходство в воздухе союзной авиации было настолько подавляющим, что он не мог в полной мере показать свои качества. Этот самолет находился и на вооружении профашистской Итальянской Социалистической Республики, созданной немцами на севере Италии.
Для фоторазведки предназначались варианты Bf.109K - 4/P-2 и P-5 с уменьшенным вооружением. На последних К-4 пушка МК108 была заменена длинноствольной МК103, что дало повод дать им новое обозначение Bf.109K - 6. Самолеты эти предназначались в основном для борьбы с бомбардировщиками и несли под крыльями в обтекателях еще две пушки МК108 с 45 снарядами на каждую, а над мотором — обычные пулеметы MG131. Самолёты Bf.109K - 6 стали сходить с конвейера только в январе 1945 года, и в части их поступило сравнительно мало — во всяком случае, данных об их участии в боях нет, да и летные данные этих машин оставляли желать лучшего. То же самое можно сказать и о фоторазведчике Bf.109K - 8. Не был изготовлен и вариант Bf.109K - 10с пушкой МЮОЗ вместо стандартной МК108 для стрельбы через ось винта. Много ожидалось от нового варианта Bf.109K -14 с двигателями DB605L, увеличенной высотности и 4-лопастным винтом. Новые двигатели имели мощность 1160 л.с. на высоте 9600 м. Вооружение их должно было составлять 30-мм пушка МК103 или МК108, стреляющая через вал винта, и 2 пулемета MG131. Однако эти машины так и не появились в частях. Несмотря ни на что, производство самолетов Bf.109K продолжалось до самого конца «тысячелетнего рейха» и дало в общей сложности 750 машин этого типа.
Для полноты картины следует упомянуть еще два варианта «стодевятки». Первым из них была специальная высотная модификация Bf.109Н с размахом крыла, увеличенным до 11,92 м и специальным высотным двигателем, который так и остался в виде нескольких экземпляров.
Вторым был палубный вариант «стодевятки» — Bf.109T. В 1938 году заправилы «третьего рейха» приняли решение о создании в течении 6 лет четырех авианосцев. Среди моря знамен со свастикой и воинственных речей в декабре 1938 года сам Гитлер торжественно спустил на воду корпус первого из них. Авианосец получил имя «Граф Цеппелин», и его водоизмещение должно было составлятъ от 23000 до 32600 тонн, а вооружение — 40 самолетов. После начала войны работы над авианосцами были приостановлены в октябре 1939 года, а в начале 1941 года были полностью прекращены. Тем не менее под эти авианосцы были спроектированы и соответствующие самолеты. Фирма Физелер, которая выпускала по лицензии истребители Bf.109Е, получила задание на разработку и изготовление 10 предсерийных самолётов Bf.109T-0 и 60 серийных Bf.109T -1. После многочисленных задержек серий новые самолеты появились в первой половине 1941 года. Они несли полное палубное оборудование, включая посадочный крюк, двигатель DB601N, а размах крыла составлял 11м. Поскольку авианосец для них так и не появился, эти самолеты были доработаны на вариант Т-2 без палубного оборудования и с узлами подвески для бомбы весом 250 кг под фюзеляжем. Эти самолеты действовали везде, где имелись небольшие аэродромы, поскольку в результате меньшей нагрузки на крыло требовали меньше места для взлета для посадки. Длительное время они базировались в Норвегии, в 1943 году были на острове Гельголанд, а уцелевшие дослуживали свой срок уже в самой Германии.
Под ударами советской авиации и авиации союзников силы «непобедимой Люфтваффе» таяли, как снег под дождем. Последний учет этих сил был проведен 7 апреля 1945 года и в отношении «стодевяток» выглядел так — общее количество 805 штук, из них боеспособных 614, Эго было все, что осталось от армады в 30573 штуки — именно столько было выпущено всех вариантов и модификаций Bf.109. По масштабам выпуска за года войны этот самолет занимает первое место среди всех истребителей и второй по массовости после советского Ил-2.
|
|
Сбил 197 самолётов. |
|
Сбил 103 самолёта. |
|