Самолёты: HAWK-75 И Lagg-3
Главная | Bf.109 | Bf.109B-0 | Bf.109 B, C, D | Bf.109G | Bf.109K |

Другие сайты, посвящённые авиации:

Иллюстрированный каталог авиации

Авиационные страницы

Уголок неба

Рейтинг военных ресурсов

Авиачертежи

Лётчики об авиации

Мессершмитт Bf.109E "Эмиль"

Этот вариант был первым действительно массовым вариантом «стодевятки», ставшим стандартным вооружением всех истребительных частей Люфтваффе первой линии. В качестве силовой установки нового варианта был принят двигатель DB601, поскольку эксплуатационные качества двигателя DВ600 и его надежность оставляли желать лучшего; к тому же фирма гарантировала, что двигатели DВ601 будут запущены в серийное производство в первой половине 1938 года. Летом 1938 на прототипах Вf.109V-14 (рег. № D-IRTT) и V-15 были установлены для опробывания двигатели DВ601 А-1 мощностью 1050 л.с. Оба прототипа имели трехлопастные винты и два пулемета калибра 7,92 мм над двигателем, но прототип V-14 нес в крыльях две пушки МG-FF калибра 20 мм, а V-15 - одну такую же пушку в оси винта. Как уже упоминалось, ВМ09Е-1 эти машины имели подкрыльевые радиаторы, а под носовой частью размещался лишь небольшой маслорадиатор. В том же 1938 году было выпущено 10 предсерийных машин под обозначением Bf.109 Е-0, которые несли в крыльях только пулеметы МG17, а также прототипы Bf.109 V-16 — V-22, на которых испытывались различные варианты двигателей и вооружения.
Поставки первых серийных машин под обозначением Bf.109E-1 начались в начале 1939 года. На самолетах первых выпусков вооружение состояло из 4-х пулеметов калибра 7,9 мм — два над двигателем и два в крыльях. В результате успешных испытаний прототипа V-14, а также под давлением Министерства авиации, требующего более мощного вооружения, позднее в крыльях стали устанавливаться пушки МG-FF калибра 20 мм, что дало массу секундного залпа 1,966 кг. Ввиду того, что пушки занимали в крыльях больше места, на нижних поверхностях крыльев в соответствующих местах появились выступы для размещения вооружения и патронных дисков.
Вариант истребителя-бомбардировщика Вf.109Е-1/В имели узлы подвески для двух бомб калибра 50 кг (или одной весом 250 кг) и прицел, который мог использоваться при необходимости как бомбардировочный.
Вскоре после начала серии производство Вf.109 было переведено на завод в Регенсбурге, чтобы освободить место для разворачивающего в Аугсбурге производства самолетов Вf.110. Ввиду крупных заказов производство «стодесяток» развернулось на заводах фирм АГО, Арадо, Эрла и ВНФ; среди 1540 самолетов Е-1, выпущенных в 1939 году, на заводе Мессершмитт А.Г. было изготовлено не более 150 штук.
Bf.109E-4
Немалую роль в рекламе Вf.109 сыграла другая машина этого же конструктора: 26 апреля 1939 года пилот Фриц Вендель на рекордном, специально спроектированном и подготовленном для рекордов самолете Ме209V-1 (рег. № D-INIR) с мотором DВ601V- 10 установил мировой рекорд скорости 755,138 км/час. Этот рекорд был широко разрекламирован как достигнутый на самолете Вf.109 R, хотя такой самолет не существовал, ибо Ме209, кроме девятки в обозначении, не имел с Вf.109 ничего общего.
Первые Вf.109Е появились в истребительных частях в феврале 1938 года; одновременно шла поставка 40 штук в 88-ю Ягдгруппу — «Легион «Кондор» в Испанию. Еще 80 штук предназначалось для Швейцарии, поскольку интересы торговли были не менее важны, чем вооружение собственной авиации. Тем не менее большая часть изготовленных истребителей шла «на склад» — новые двигатели поступали с перебоями, и только когда их получение стало регулярным, появилась возможность развернуть выпуск в полном объеме.
В течение 1939 года истребительные эскадрильи Люфтваффе спешно переучивались на новый тип, и к началу Второй мировой войны, эти машины были на вооружении всех частей, принимавших участие в боевых действиях, причем 200 из них имели пушечное вооружение и присутствовали в каждой части. Тем не менее перевооружение на новый тип еще не было полностью завершено — командование истребительной авиации располагало к началу войны только 850 самолетами Вf. 109Е-1 и Вf.109Е-1/В. В течение 1940 года было поставлено 40 машин этого типа в Венгрию, 73 — в Югославию, 19 — в Болгарию, 18 — в Словакию, 5 штук— вСССР и 2 в Японию. Всего было выпущено 1540 штук варианта Е-1, причем в Польше непосредственно в боевых действиях принимали участие 200 штук Вf.109, из них примерно 100 — варианта Е-1. Хотя польские истребители значительно уступали по своим летным данным немецким, треть «стодевяток» была уничтожена.
После переходного варианта Вf.109Е-2, выпущенного в количестве всего 25 штук, на котором отрабатывалась установка пушки в оси винта, фирмой был разработан новый серийный вариант Вf.109Е-3 с двигателем DB601A мощностью 1175 л.с. и пушкой калибра 20 мм, стрелявшей через полый вал винта. Однако история повторилась — при стрельбе эта пушка перегревалась и заклинивала, и к тому же вызывала вибрацию двигателя, и когда в конце 1939 года эти самолеты стали поступать в боевые части, то техники по требованию пилотов стали их снимать, и самолеты E-3 летали только с двумя пушками, но зато их летные данные несколько улучшились. Модификация Е-3 была самой многочисленной — их было выпущено 1868 штук.
В процессе модернизации самолета Bf.109 росли не только летные данные самолета — возрастал и его вес, а поскольку площадь крыла не менялась, то росла и удельная нагрузка на крыло. Однако у варианта Е-3 соотношение между весом и летными данными самолета было еще в пределах нормы. Летом и осенью 1940 года выпускался вариант Bf 109E-4 с улучшенными пушками в крыле, но уже без центральной пушки. Был и бомбардировочный вариант E-4/B, тропический Е-4/Trop с пылевым фильтром, а позднее E-4/H с мотором DB601H мощностью 1200 л.с. Фоторазведчик с фотокамерой и всего двумя пулеметами MG17 обозначался как E-5, а с мотором DB601H — E-6. Вариант E-7 предназначался для Африки и имел узлы подвески для дополнительного топливного бака на 300 литров или бомбы весом 250 кг под фюзеляжем, а вариант E-7U/2 — дополнительную бронезащиту для атак наземных целей. Вариант E-7/Z стал первым серийным вариантом, на котором стояло оборудование GМ-1 для впрыска в двигатель закиси азота, что позволяло кратковременно увеличить мощность двигателя в критической ситуации для увеличения скорости или потолка.
Все доработки предыдущих вариантов были введены в серийное производство, и с осени 1940 года стали выпускаться самолеты Bf.109E-8 и E-9, на которых стояли двигатели DB601E мощностью уже 1350 л.с. Первый из них был истребителем и мог нести дополнительный топливный бак подобно E-7, а второй — фоторазведчиком.
На экспорт пошли и некоторые варианты E-4 — 69 этих машин были отправлены в Румынию и 4 штуки — в Японию.
Против СССР было брошено примерно 450 истребителей Bf.109, из которых около 150 составляли новейшие Bf.109F(В некоторых источниках приводятся другие цифры.), речь о которых пойдет ниже. Однако количество их в частях быстро (не без участия советских летчиков) сокращалось, и в 1942 году на Восточном Фронте они окончательно исчезли.
Общее число всех выпущенных самолетов серии E точно неизвестно, но можно предположить, что их было выпущено немногим более 4000 штук.

Мессершмитт Bf.109F "Фридрих"

Уже с начала 1940 года фирма Мессершмитт занималась дальнейшим улучшением «стодевятки». А поскольку вес машины постоянно возрастал, то решить проблему установкой более мощного (а значит, и более тяжелого) двигателя было невозможно — следовало более эффективно использовать его мощность за счет улучшения аэродинамики и по возможности снизить массу самолета. Конструкторы решили пожертвовать вооружением, компенсировав это улучшением летных данных самолета. Гарантией успеха должен был послужить двигатель Даймлер-Бенц DB601E мощностью 1350 л.с.
В 1940 году развернулась работа над 4-мя прототипами новой серии Bf.109 V-21, V-22, V-23 и V-24, на которых проходили испытания новые силовые установки, а на прототипах V-23 и V-24 одновременно и различные улучшения в отношении аэродинамики, технологии производства и вооружения. Впервые (если не считать переноса радиаторов в крылья) аэродинамическая концепция «стодевятки» претерпела серьезные изменения. Увеличился обтекатель втулки винта, который плавно переходил в облагороженный капот двигателя; радиаторы удалось еще больше «утопить» в крыле и в носовой части фюзеляжа, что позволило снизить их сопротивление до минимума, а закрылки в районе крыльевых радиаторов были снабжены двумя щелями. Верхняя щель обеспечивала приток воздуха к радиатору, а верхняя поверхность закрылка вне зависимости от его положения могла слегка отклоняться вверх, регулируя протекание воздуха и соответственно охлаждение. Подкосы на стабилизаторе отсутствовали, но поскольку усилия, передаваемые на хвостовую часть фюзеляжа, значительно нагружали несущую обшивку и заклепочные швы, то задняя часть фюзеляжа была усилена.
YAK-1 и Bf.109F
Прототипы V-21, V-22 и V-24еще имели ровно срезанные законцовки крыльев типа Bf.109E, но прототип V-23 уже получил новое крыло с большими эллиптическими законцовками, что несколько увеличило площадь и размах крыла, а соответственно — и летные данные. Поэтому такие законцовки стали стандартными для всех последующих модификаций. Уменьшилась длина предкрылков и размах элеронов, но хорда элеронов была увеличена. Была доработана геометрия шасси, а хвостовое колесо стало наполовину убираться в фюзеляж.
Для снижения веса вооружение было оставлено только в фюзеляже и состояло из 2 пулеметов MG калибра 7,92 мм над мотором (боезапас по 500 патронов на ствол) и пушки Маузер MG151 тип 15 или 20, стрелявшей через полый вал винта с боезапасом от 150 до 200 снарядов. Испытания вооружения должны были проходить на предсерийных машинах BF.109F-0, которые начали поставляться с осени 1940 года. Однако моторов DB601Е, как и пушек MG151, еще не было в достаточном количестве, поэтому серия Bf.109F-0 и первые серийные Bf.109F-1 снабжались двигателями DB601H мощностью 1200 л.с. и старыми пушками MG FF/M в оси винта.
Новые истребители серии F-1 начали поступать на вооружение частей Люфтваффе, располагавшихся в районе Ла-Манша, в марте и апреле 1941 года, а вскоре появились и F-2 с пушкой MG151/15. Перевооружение частей Люфтваффе на новый самолет шло очень быстро.
Тем временем совершенствование нового варианта продолжалось. Самолеты Bf.109F-2/Z имели устройство для впрыска в двигатель закиси азота GM-1, F-2/Trop были оборудованы для службы в пустынных районах и имели дополнительный воздушный фильтр на воздухозаборнике компрессора. На многих самолетах стало устанавливаться пуленепробиваемое лобовое стекло. Моторы DB601E появились только на варианте Bf.109F-3 в начале 1942 года, а вариант F-4 получил пушку MG151/ 20 калибра 20 мм, дополнительную бронезащиту и протектированные топливные баки. Был выпущен и бомбардировочный вариант Bf.109F-4/B с бомбой весом 250 кг под фюзеляжем, который использовался для ударов по английским судам и важным объектам на территории Южной Англии с начала 1942 года. Обозначение 2 использовалось для самолетов с устройством GM-1.
Несмотря на то, что пушка MG151/20 имела большую скорострельность и большую начальную скорость снаряда, от пилотов продолжали поступать жалобы на слабое вооружение. Поэтому на некоторых машинах в полевых условиях под крылья устанавливались два контейнера с пушкой MG151/20 и боезапасом 20 снарядов в каждом. Хотя мощь огня при этом увеличивалась, но масса машины тоже возросла, что нарушило в общем неплохое соотношение между массой, мощностью двигателя и площадью крыла.
Варианты F-5 и F-6 были разведчиками и несли в фюзеляже соответствующее фотооборудование, причем ВГ.109Р-5 не имел центральной пушки, а F-б имел пару пулеметов MG17. Эти машины выпускались и в тропическом варианте с обозначением Trop.
По существу Bf.109F был переходным типом, поскольку на смену ему очень быстро пришел вариант Bf.109G. Тем не менее было выпущено значительно больше 2000 этих машин; кстати, многие специалисты считают их лучшим вариантом «стодевятки», поскольку маневренность самолета еще оставалась достаточно высокой при хороших скоростных данных. Самолет этот экспортировался также в Испанию, Венгрию и Италию. "Белая серия". Приложение к журналу "М-Хобби". Выпуск №3 1994г. В.Романов "Messerschmitt Bf.109

Главная | Bf.109 | Bf.109B-0 | Bf.109 B, C, D | Bf.109G | Bf.109K |
Hosted by uCoz