Главная | Bf.109 | Bf.109B-0 | Bf.109 B, C, D | Bf.109G | Bf.109K | | |||
Другие сайты, посвящённые авиации: |
Мессершмитт Bf.109E "Эмиль"
Этот вариант был первым действительно массовым вариантом «стодевятки», ставшим стандартным вооружением всех истребительных частей Люфтваффе первой линии. В качестве силовой установки нового варианта был принят двигатель DB601, поскольку эксплуатационные качества двигателя DВ600 и его надежность оставляли желать лучшего; к тому же фирма гарантировала, что двигатели DВ601 будут запущены в серийное производство в первой половине 1938 года. Летом 1938 на прототипах Вf.109V-14 (рег. № D-IRTT) и V-15 были установлены для опробывания двигатели DВ601 А-1 мощностью 1050 л.с. Оба прототипа имели трехлопастные винты и два пулемета калибра 7,92 мм над двигателем, но прототип V-14 нес в крыльях две пушки МG-FF калибра 20 мм, а V-15 - одну такую же пушку в оси винта. Как уже упоминалось, ВМ09Е-1 эти машины имели подкрыльевые радиаторы, а под носовой частью размещался лишь небольшой маслорадиатор. В том же 1938 году было выпущено 10 предсерийных машин под обозначением Bf.109 Е-0, которые несли в крыльях только пулеметы МG17, а также прототипы Bf.109 V-16 — V-22, на которых испытывались различные варианты двигателей и вооружения. Первые Вf.109Е появились в истребительных частях в феврале 1938 года; одновременно шла поставка 40 штук в 88-ю Ягдгруппу — «Легион «Кондор» в Испанию. Еще 80 штук предназначалось для Швейцарии, поскольку интересы торговли были не менее важны, чем вооружение собственной авиации. Тем не менее большая часть изготовленных истребителей шла «на склад» — новые двигатели поступали с перебоями, и только когда их получение стало регулярным, появилась возможность развернуть выпуск в полном объеме. В течение 1939 года истребительные эскадрильи Люфтваффе спешно переучивались на новый тип, и к началу Второй мировой войны, эти машины были на вооружении всех частей, принимавших участие в боевых действиях, причем 200 из них имели пушечное вооружение и присутствовали в каждой части. Тем не менее перевооружение на новый тип еще не было полностью завершено — командование истребительной авиации располагало к началу войны только 850 самолетами Вf. 109Е-1 и Вf.109Е-1/В. В течение 1940 года было поставлено 40 машин этого типа в Венгрию, 73 — в Югославию, 19 — в Болгарию, 18 — в Словакию, 5 штук— вСССР и 2 в Японию. Всего было выпущено 1540 штук варианта Е-1, причем в Польше непосредственно в боевых действиях принимали участие 200 штук Вf.109, из них примерно 100 — варианта Е-1. Хотя польские истребители значительно уступали по своим летным данным немецким, треть «стодевяток» была уничтожена. После переходного варианта Вf.109Е-2, выпущенного в количестве всего 25 штук, на котором отрабатывалась установка пушки в оси винта, фирмой был разработан новый серийный вариант Вf.109Е-3 с двигателем DB601A мощностью 1175 л.с. и пушкой калибра 20 мм, стрелявшей через полый вал винта. Однако история повторилась — при стрельбе эта пушка перегревалась и заклинивала, и к тому же вызывала вибрацию двигателя, и когда в конце 1939 года эти самолеты стали поступать в боевые части, то техники по требованию пилотов стали их снимать, и самолеты E-3 летали только с двумя пушками, но зато их летные данные несколько улучшились. Модификация Е-3 была самой многочисленной — их было выпущено 1868 штук. В процессе модернизации самолета Bf.109 росли не только летные данные самолета — возрастал и его вес, а поскольку площадь крыла не менялась, то росла и удельная нагрузка на крыло. Однако у варианта Е-3 соотношение между весом и летными данными самолета было еще в пределах нормы. Летом и осенью 1940 года выпускался вариант Bf 109E-4 с улучшенными пушками в крыле, но уже без центральной пушки. Был и бомбардировочный вариант E-4/B, тропический Е-4/Trop с пылевым фильтром, а позднее E-4/H с мотором DB601H мощностью 1200 л.с. Фоторазведчик с фотокамерой и всего двумя пулеметами MG17 обозначался как E-5, а с мотором DB601H — E-6. Вариант E-7 предназначался для Африки и имел узлы подвески для дополнительного топливного бака на 300 литров или бомбы весом 250 кг под фюзеляжем, а вариант E-7U/2 — дополнительную бронезащиту для атак наземных целей. Вариант E-7/Z стал первым серийным вариантом, на котором стояло оборудование GМ-1 для впрыска в двигатель закиси азота, что позволяло кратковременно увеличить мощность двигателя в критической ситуации для увеличения скорости или потолка. Все доработки предыдущих вариантов были введены в серийное производство, и с осени 1940 года стали выпускаться самолеты Bf.109E-8 и E-9, на которых стояли двигатели DB601E мощностью уже 1350 л.с. Первый из них был истребителем и мог нести дополнительный топливный бак подобно E-7, а второй — фоторазведчиком. На экспорт пошли и некоторые варианты E-4 — 69 этих машин были отправлены в Румынию и 4 штуки — в Японию. Против СССР было брошено примерно 450 истребителей Bf.109, из которых около 150 составляли новейшие Bf.109F(В некоторых источниках приводятся другие цифры.), речь о которых пойдет ниже. Однако количество их в частях быстро (не без участия советских летчиков) сокращалось, и в 1942 году на Восточном Фронте они окончательно исчезли. Общее число всех выпущенных самолетов серии E точно неизвестно, но можно предположить, что их было выпущено немногим более 4000 штук. Мессершмитт Bf.109F "Фридрих"
Уже с начала 1940 года фирма Мессершмитт занималась дальнейшим улучшением «стодевятки». А
поскольку вес машины постоянно возрастал, то решить проблему установкой более мощного (а
значит, и более тяжелого) двигателя было невозможно — следовало более эффективно
использовать его мощность за счет улучшения аэродинамики и по возможности снизить массу
самолета. Конструкторы решили пожертвовать вооружением, компенсировав это улучшением летных данных самолета. Гарантией успеха должен был послужить двигатель Даймлер-Бенц DB601E мощностью 1350 л.с. Для снижения веса вооружение было оставлено только в фюзеляже и состояло из 2 пулеметов MG калибра 7,92 мм над мотором (боезапас по 500 патронов на ствол) и пушки Маузер MG151 тип 15 или 20, стрелявшей через полый вал винта с боезапасом от 150 до 200 снарядов. Испытания вооружения должны были проходить на предсерийных машинах BF.109F-0, которые начали поставляться с осени 1940 года. Однако моторов DB601Е, как и пушек MG151, еще не было в достаточном количестве, поэтому серия Bf.109F-0 и первые серийные Bf.109F-1 снабжались двигателями DB601H мощностью 1200 л.с. и старыми пушками MG FF/M в оси винта. Новые истребители серии F-1 начали поступать на вооружение частей Люфтваффе, располагавшихся в районе Ла-Манша, в марте и апреле 1941 года, а вскоре появились и F-2 с пушкой MG151/15. Перевооружение частей Люфтваффе на новый самолет шло очень быстро. Тем временем совершенствование нового варианта продолжалось. Самолеты Bf.109F-2/Z имели устройство для впрыска в двигатель закиси азота GM-1, F-2/Trop были оборудованы для службы в пустынных районах и имели дополнительный воздушный фильтр на воздухозаборнике компрессора. На многих самолетах стало устанавливаться пуленепробиваемое лобовое стекло. Моторы DB601E появились только на варианте Bf.109F-3 в начале 1942 года, а вариант F-4 получил пушку MG151/ 20 калибра 20 мм, дополнительную бронезащиту и протектированные топливные баки. Был выпущен и бомбардировочный вариант Bf.109F-4/B с бомбой весом 250 кг под фюзеляжем, который использовался для ударов по английским судам и важным объектам на территории Южной Англии с начала 1942 года. Обозначение 2 использовалось для самолетов с устройством GM-1. Несмотря на то, что пушка MG151/20 имела большую скорострельность и большую начальную скорость снаряда, от пилотов продолжали поступать жалобы на слабое вооружение. Поэтому на некоторых машинах в полевых условиях под крылья устанавливались два контейнера с пушкой MG151/20 и боезапасом 20 снарядов в каждом. Хотя мощь огня при этом увеличивалась, но масса машины тоже возросла, что нарушило в общем неплохое соотношение между массой, мощностью двигателя и площадью крыла. Варианты F-5 и F-6 были разведчиками и несли в фюзеляже соответствующее фотооборудование, причем ВГ.109Р-5 не имел центральной пушки, а F-б имел пару пулеметов MG17. Эти машины выпускались и в тропическом варианте с обозначением Trop. По существу Bf.109F был переходным типом, поскольку на смену ему очень быстро пришел вариант Bf.109G. Тем не менее было выпущено значительно больше 2000 этих машин; кстати, многие специалисты считают их лучшим вариантом «стодевятки», поскольку маневренность самолета еще оставалась достаточно высокой при хороших скоростных данных. Самолет этот экспортировался также в Испанию, Венгрию и Италию. | ||
Главная | Bf.109 | Bf.109B-0 | Bf.109 B, C, D | Bf.109G | Bf.109K | |